Letyshops

Учет отношений с клиентами при слияниях и приобретениях

Альфред Кинг
CMA, CFM
Гладко было на бумаге | Что говорит SFAS N 141 | Пример: нефтяная компания

У многих компаний возникли проблемы с учетом клиентских отношений по новым правилам FASB для слияний и приобретений: SFAS 141 Объединения предприятий и SFAS 142 Гудвилл и другие нематериальные активы .

Согласно указанным положениям, вступившим в силу с 1 июля 2001 г., учет при объединении предприятий можно вести только по методу покупки (purchase method). Нематериальные активы, такие как контракты, патенты, торговые марки и лицензионные соглашения, должны быть признаны, оценены и амортизированы, но только те из них, которые отвечают критериям SFAS 141.

Гудвилл по-прежнему отражается, но согласно SFAS 142 уже не амортизируется. Вместо этого, компании должны хотя бы раз в год сверять остаточную стоимость гудвилла в долларах со справедливой стоимостью.

Для объявленной прибыли имеет значение, учтен или нет нематериальный актив, классифицируемый как гудвилл. Способ, который FASB выбрал для определения связанных с клиентами нематериальных активов, позволяет отнести большую часть их к гудвиллу. Приобретателям это выгодно: уменьшатся будущие вычеты из доходов. Однако пользователи финансовых документов не смогут точно оценить, что именно приобрел покупатель.

В такой неоднородной экономике, как американская, диапазон клиентских отношений огромен: от долгосрочных, основанных на личных связях, до мимолетных, с многостраничными контрактами, составленными гвардией юристов.

FASB не устраивало отсутствие договоров, и он решил, что с точки зрения отчетности клиентские отношения должны быть либо закреплены легальными контрактными правами, либо отчуждаемы и ликвидны. Возможно, это улучшит учет, но вряд ли станет хорошей основой для вложения миллионов и миллиардов долларов в сделки по слиянию и приобретению (M&A).

Посмотрим, как требования SFAS 141 отразятся на учете M&A. Для этого сопоставим учетный подход с коммерческим. Последний, безусловно, играет главную роль в принятии решения о покупке. Если компания-покупатель не уверена, что получит большую часть клиентов приобретаемого предприятия, сделка вряд ли состоится.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Strategic Finance Magazine

 

 

Реклама: