Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А
Продолжение.
Регулировка формальностей | Как проходит информация | Система планирования

Для рассмотрения системы планирования удобно воспользоваться следующей моделью:

vi5.gif (10399 bytes)

Основные затраты фирмы приходятся на маркетинговые мероприятия (рекламу, стимулирование сбыта, разработку продукции и т. д.) и закупку (комплектующих, сырья, энергии для производства или готовых изделий для перепродажи). Основные поступления обеспечивает сбыт. Модель не учитывает затрат на обеспечение деятельности предприятия (аренда, складские, транспортные и т. п.) как производных, легко поддающихся планированию.

С точки зрения рыночных взаимодействий, логика планирования такова. Существуют цели предприятия, для достижения которых разрабатываются стратегии. Последние включают в себя конкретные мероприятия по производству и продвижению продукции, характеризующиеся цифрами расходов и ожидаемых доходов, точными сроками выполнения. Бюджет формируется по целевым принципам и служит в том числе и для оперативного контроля ситуации.

Прежде чем говорить о комплексной постановке планирования, оценим практическую эффективность его частичной реализации. Многие руководители приоритетное внимание уделяют бюджету, возводя его в ранг важнейшей самостоятельной цели. Это характерно для авторитарных собственников, не имеющих возможности более полного управления предприятием, а также для фирм, где финансы контролирует близкий родственник владельца.

В подобных случаях доходная часть бюджета формируется на основе прогноза сбыта (поступления с рынка воспринимаются скорее как данность, чем регулируемый фактор). Расходная часть выводится из доходной, то есть работает принцип «тратить то, что имеем». В эту схему укладывается, например, планирование рекламного бюджета как процента от реализации, ценообразование «от затрат» (если объем сбыта падает – автоматически снижается объем рекламы и растут цены).

Прослеживаются тенденции экономии на заработных платах, канцелярских принадлежностях, финансирования маркетинговых мероприятий по остаточному принципу; с другой стороны – выделяются избыточные средства на бухгалтерию и службу контроллинга. Освоение новых направлений проблематично, так как требует опережающего финансирования.

В то же время авантюрный план с «красивым» бюджетом (декларированный доход превышает расходы, срок окупаемости минимален) имеет все шансы быть принятым: у руководителя просто нет механизмов оценки его рыночной состоятельности. Развитие фирмы происходит скачкообразно, в моменты отказа от чисто бюджетной регламентации в пользу стратегических решений.

Строго говоря, в «бюджетном управлении» можно выделить две альтернативные установки: затраты – это производная доходов; доходы – результат эффективных затрат. Представленная критика относится целиком к первому подходу (на уровне персонала он аналогичен позиции «платите больше – тогда буду работать», от нее сводит скулы у любого кадровика). Второй подход вписывается в рыночную логику и может быть относительно безболезненно расширен до полномасштабного планирования.

Начало в выпусках: #149, #150, #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161, #162, #163, #164, #166, #167, #168, #169, #170, #171, #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #179, #180, #181, #182, #183, #184, #185, #186, #187, #188
Продолжение в выпусках: #190, #191, #192, #193, #194, #195, #196, #197, #198, #199, #200, #202, #206, #209, #210, #214, #213, #204, #207, #208, #211, #205
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: