Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
В условиях экономического кризиса | Преимущества "экстремальной ситуации" | Потребности

Августовский кризис 98-го года можно считать самым заметным событием в истории отечественного предпринимательства. Общее отношение к нему практически во всех фирмах выражается одним ностальгическим вздохом: "Как хорошо все шло до кризиса".

В большей степени пострадали предприятия, ориентированные на стратегию долгосрочного присутствия. Для них ситуация изменилась кардинально: выплаты по кредитам зарубежным партнерам приобрели дополнительный вес, а долги российских потребителей обесценились.

Для фирм со стратегией первоначального накопления капитала принципиальных изменений не произошло, так как они и раньше пользовались нестабильной ситуацией для разовых высокоприбыльных операций.

Первое прямое следствие кризиса - резкое падение платежеспособности населения и предприятий, "схлопывание" рынков. Сильнее всего пострадали компании с неэффективной структурой затрат. Если раньше можно было держать десять управленцев на три представителя торгового персонала, то сегодня это стало непозволительной роскошью.

Большинство организационных структур предприятий не оптимальны, но могли оставаться (и оставались) неизменными в условиях обеспечения минимальной прибыльности. При стабильном рынке сохранение "статуса кво" - приемлемая стратегия, но сегодня мало кто из ее вчерашних сторонников сможет привести аргументы "за".

Изменение рынков обесценило и прежний опыт предпринимателей в области рыночных технологий. Кризис существенно проредил средний класс. Были скорректированы ценовые предпочтения; изменилось соотношение цена/качество в пользу российской продукции, баланс цен между экспортным и "чисто внутренним" сырьем.

Маркетинговые стратегии в большинстве фирм являлись продолжением сложившейся практики, а все, что касалось поведения на рынке, было "и так известно" руководителям и не подлежало проработке. Когда ситуация изменилась, предпринимателям пришлось решать непростую задачу ориентации в новом экономическом пространстве.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: