Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
Менталитет | Ориентиры, старые и новые | Социальная этика бизнеса

Менталитет формируется годами. В России эти годы пришлись на эпоху двойных стандартов социализма. Громкие декларации и "правильные" заявленные цели благополучно сочетались со вполне жизненной практикой: делалось то, что можно делать, а оформлялось, как того требовала общественная мораль.

За эти годы мы потеряли (если когда-нибудь имели) свободную инициативу и привычку ориентироваться на собственные силы. Гениальный политолог 15-го века Никколо Макиавелли писал, что для государств, порабощенных с самого начала, свобода почти невозможна, так как они просто не умеют быть свободными.

Применительно к нашей ситуации можно сказать: внутренняя свобода для нас труднодостижима, так как почти всю сознательную жизнь "среднего" поколения она подавлялась жизненными обстоятельствами.

В бизнесе этот фактор находит прямое отражение: в большинстве фирм, где владельцы управляют через исполнительных директоров: первые не готовы отдать, а вторые не могут взять на себя ответственность даже за оперативные решения.

Иначе обстоит дело с молодым поколением. Его сознательная жизнь пришлась на эпоху переосмысления ценностей и ломки старых поведенческих алгоритмов. С одной стороны, основные императивы уже заданы родителями, с другой - ситуация открывает массу возможностей, для которых нет аппарата оценки.

В поисках новых ориентиров происходит обращение к западной культуре (благо, Голливуд всегда рад предоставить "наглядные пособия"). Как всегда в таких случаях, первой усваивается атрибутика, а не суть. Легко принимается, что быть богатым - хорошо, но остается за кадром, что для этого надо работать.

Формируется стереотип, как должен выглядеть и вести себя богатый человек, но не учитывается, что демонстративное поведение характерно как раз для стремящихся к богатству, а не достигших его. Тот факт, что 75% американских миллионеров заработали состояние ценой многолетнего труда по 12 часов в сутки без выходных, по меньшей мере, не вдохновляет, а потому игнорируется.

В результате мы имеем молодежь, ориентированную на быстрый успех, который измеряется в затратах на предметы роскоши. Если это владельцы предприятий, то первые свободные суммы они инвестируют не в развитие бизнеса, а в обстановку кабинета. Если это наемные работники, то первое, что они делают, вступая в бизнес, - оценивают перспективу стремительного карьерного роста в фирме.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: