Бухгалтерский учет в России
|
Экспертная группа газеты "Аудит сегодня" |
Продолжение. |
Документальная и организационная обособленность бухучета и налогообложения. Часть 1 | Часть 2 |
В результате перечисленных недостатков российская отчетность базируется на следующем (недостаток и его следствие):
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в ред. - Постановления Правительства РФ от 18.06.99 № 643 ) основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются (пункт 5 Положения):
На момент принятия Закона "О бухгалтерском учете" существовало другое Положение о Минфине, в котором была не расплывчатая фраза "реализует меры по методологическому руководству", а вполне конкретно Минфин был указан как единственный руководитель - подпункт 7ф Положения о Минфине (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 984) Минфин "осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию, утверждает план счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности". И тем не менее, в Законе о бухучете было проигнорировано существовавшее Положение о Минфине. Однако, спустя около двух лет постановлением (см. выше) утверждено новое Положение о Минфине, в котором слабее, но все-таки озвучена роль Минфина по "реализации мер по методологическому руководству" бухучетом. Итак, в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете "общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации". В соответствии с п.52 Положения о Минфине, "реализует меры по методологическому руководству" Минфин. В соответствии со ст. 5 (рассмотрена в предыдущем номере газеты) регулирование бухучетом осуществляется органами, которым "федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета", они разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов, положения по бухучету, другие нормативные акты и указания. Как мы только что убедились, Положение о Минфине, которым ему предоставлено право утверждения нормативных актов по бухучету, есть. Но Положение - это не федеральный закон. А Законом о бухучете эти органы, как мы уже рассмотрели в предыдущем номере, пока не определены (о них, похоже, вообще забыли, поскольку Закон принят еще в 1996 году, а сейчас на пороге - двухтысячный). В законе только одна функция Минфина изложена однозначно "формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации" (п.3 ст.13 Закона). В результате неопределенности Закона фактически издают обязательные к исполнению документы по бухучету четыре ведомства, независимых друг от друга, не заботящихся о том, чтобы их документы были прописаны четким профессиональным бухгалтерским языком и были реально применимы на практике бухгалтером и однозначно понимаемы и контролерами, и налогоплательщиками:
А проверяет их применение совсем другое ведомство - Министерство по налогам и сборам (МНС), которое с 1999 года (указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. о преобразовании Госналогслужбы в МНС) стало совершенно независимым. Продолжение в следующем выпуске. |
Начало в выпусках: #56 | ||
Продолжение в выпусках: #58, #60, #62, #61 | ||
![]() | ||
<<предыдущая | [1][2] | |
[вид для печати] | ||
© Аудит сегодня |