Letyshops

Новые структуры для IAS

Мари Эллен Оливерио

Начало в выпусках: #88

В кратком изложении

Структура, предложенная в 1998 году

В дискуссионном докладе (discussion paper) 1998 г. рабочая группа по стратегии (SWP), сочтя ряд элементов существующей структуры IASC приемлемыми, не наметила радикального преобразования Комитета. Предполагалось, что в IASC по-прежнему будут входить профессиональные бухгалтерские организации - члены IFAC (Международной Федерации Бухгалтеров). Они должны заслушивать отчет попечителей и одобрять изменения простым большинством голосов.

Основные составляющие структуры, представленной в дискуссионном докладе 1998 г.:

Попечители. 12 попечителей имеют право назначать членов Комитета, членов Правления, Председателей, и Вице-председателей как SDC (Standards Development Committee), так и SIC (Standing Interpretations Committee).

Правление. Структура Правления предусматривает наличие 20 мест для профессиональных бухгалтерских организаций из 20 стран и 5 мест для прочих заинтересованных организаций.

Комитет по разработке стандартов. Функции нынешнего руководящего комитета передаются Комитету по разработке стандартов (Standards Development Committee - SDC), который отвечает за подготовку публикуемых проектов и международных стандартов бухучета и за передачу их на рассмотрение Правления.

Совещательный комитет по разработке стандартов. Готовит вопросы повестки дня для рассмотрения на заседаниях SDC.

Постоянная комиссия по интерпретациям (SIC). Остается отдельным подразделением.

Кадры. Вместо Генерального секретаря вводится Председатель SDC, который фактически является CEO и исполняет функции Генерального секретаря.

SDC и Правление берут на себя технические, а попечители - коммерческие функции. В штат входят технический директор и коммерческий директор.

Надлежащая процедура (due process). Рабочая группа особо подчеркнула значимость надлежащей процедуры и преимущества открытых совещаний с использованием новых технологий для электронного наблюдения за совещаниями, а также заблаговременного опубликования повестки дня.

Графики. Рабочая группа составила графики мероприятий, в результате которых новая структура должна вступить в силу 1 июля 2000 года. По мнению многих наблюдателей, это - смелое решение.

Другие инициативы

Еще ряд событий показывает, что необходимость в едином разработчике бухгалтерских стандартов стала осознанной.

Отчет Комитета по стандартам финансового учета США (FASB). В отчете за 1998 г. "Принятие международных стандартов бухгалтерского учета: образ будущего" подчеркивалось, что FASB намерен играть ведущую роль в развитии международной системы бухучета. В результате планируется достичь использования во всем мире единого комплекса высококачественных стандартов бухучета: и для внутренней, и для международной финансовой отчетности.

В отчете рассмотрено несколько вариантов, в том числе реорганизация FASB с целью сделать его законодателем международных стандартов или создание альтернативной международной структуры и процедуры, отвечающих фундаментальным задачам FASB.

Международный форум по развитию бухгалтерского учета. IFAC созвала этот форум в середине 1999 года. В нем приняли участие международные финансовые институты, другие ведущие международные организации, представители бухгалтерской и аудиторской профессий. IFAC, IASC, региональные организации IFAC и представители пяти крупнейших международных бухгалтерских фирм присутствовали на собрании в Нью-Йорке в июне 1999 года. Было предложено поддержать использование IAS, повысить стандарты и качество аудита, придерживаться этического кодекса IFAC, совершенствовать образование и обучение профессиональных бухгалтеров.

IAS в Канаде. Ги Лего (Guy Legault), президент и COO Ассоциации сертифицированных бухгалтеров Канады (Certified General Accountants Association) одобрил в июле 1999 г. декларацию в поддержку использования IAS для составления финансовой отчетности коммерческих организаций в Канаде. Лего отметил: "Влияние IASC неуклонно возрастает, и его стандартами теперь пользуются в столь разных странах, как Австралия, Франция и Зимбабве. Можно предположить, что в конечном итоге эти стандарты станут единственным мерилом финансовых результатов".

Дискуссионный доклад FEE. В своей презентации стратегии финансового учета в Европе Федерация европейских экспертов-бухгалтеров высказалась за предоставление компаниям права использовать IAS без согласования с бухгалтерскими директивами Европейского Союза. В документе отмечается, что "в некоторых странах существует тенденция перехода компаний на американскую систему GAAP вместо IAS, поскольку GAAP, с их точки зрения, имеют преимущества в долгосрочной стратегии. Однако, - делается вывод, - есть сомнения, должна ли и сможет ли Европа поддержать комплекс стандартов, который находится вне сферы ее влияния (то есть U.S. GAAP), несмотря на желание FASB видеть себя лидером в деле мировой стандартизации".

Разбирая почту

Рабочая группа по стратегии получила 84 письма (от 88 групп и частных лиц) с отзывами о предложении, опубликованном в декабре 1998 г. Большинство ответивших (23) были представителями организаций - членов IFAC и иных бухгалтерских организаций. Вторую по величине группу (12) составили организации - учредители стандартов. 11 ответов было получено из Соединенных Штатов.

Многие корреспонденты ограничились общими замечаниями по поводу проблемных, с их точки зрения, аспектов предложенной структуры. Хотя трудно проанализировать все обилие и диапазон мнений, можно выделить ряд основных тенденций.

Радикальный подход. "Полагаем, что необходим более радикальный подход, чем предложенный рабочей группой, и что IASC должен быть конструктивным партнером и учитывать интересы всех своих членов, а не только учредителей национальных стандартов".

Слишком близко к FASB. "Предложенная структура очень близка к существующей структуре FASB. Есть вопросы, которые касаются потенциального учредителя глобальных стандартов, но не затрагивают учредителей национальных стандартов".

Реальная сила - у небольшой группы. "Суть перемен.., вероятно, - итог того, что глобальной стандартизацией бухучета занимается малая группа стран Для успеха международных стандартов важно обеспечить их широкое принятие и использование; важно, чтобы в их утверждении участвовала большая и сбалансированная группа стран. Это обеспечит им легитимность".

Независимое принятие решений. "IASC должен отвергнуть все предложения, которые не дают права окончательного утверждения стандартов независимой организации, ответственной за принятие решений и состоящей из экспертов по стандартизации. Предложение рабочей группы позволить Совету IASC налагать вето на результаты работы группы технических экспертов Комитета по разработке стандартов отражает несоответствие между целями IASC и стремлением создать эффективную и действенную структуру".

Равновесие влияний. "Наши интересы связаны с необходимостью уравновесить влияние на процессы в IASC учредителей национальных стандартов и пользователей, разработчиков и иных членов. Стандарты не будут иметь доверия без поддержки тех, для кого они существуют, и признания тех, кто должен им следовать".

В руках национальных законодателей. "Мы согласны с общим мнением.., что увеличение роли учредителей национальных стандартов будет полезно во многих отношениях. Но нас не устраивает, что окончательный документ фактически отдает международную стандартизацию в руки учредителей национальных стандартов, причем в руки ограниченного числа таких учредителей".

Улучшение качества. "Восемь существенных функций учредителя качественных международных стандартов: лидерство, новаторство, конкретность, уважение к чужому мнению, объективность, принятие и доверие, умение излагать мысли, подотчетность Четыре существенных характеристики учредителя качественных международных стандартов: независимая организация с правом принятия решений; адекватная надлежащая процедура; адекватные, технически грамотные кадры; независимое финансирование".

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #90

 

 

Реклама: