Letyshops

Электронная коммерция: повестка дня для практиков и ученых

Джерри Ли
Школа Бухучета, Китайский Университет Гонконга, Шатин, НТ, Гонконг

Доклад на 12 Азиатско-тихоокеанской конференции по вопросам международного бухгалтерского учета, Пекин, КНР

Введение

В последние годы, наравне с компьютерами и технологиями связи, стремительно развивается электронная коммерция (ЭК). Стремясь сохранить конкурентоспособность, организации вкладывают большие средства в инфраструктуру и решения для е-коммерции. Объем сделок быстро растет, и в будущем е-коммерция, очевидно, станет обычным способом ведения дел (2).

В бухгалтерском учете компьютеры широко используются для обработки больших объемов коммерческих данных. Бухгалтеры отвечают за минимизацию информационных рисков и укрепление внутрихозяйственного контроля.

Е-коммерция круто изменила процессы учета и роль частных и общественных бухгалтеров. Цель этой статьи - изучить влияние е-коммерции на бухгалтерскую профессию, указать новые возможности для исследования, дать рекомендации по составлению новой учебной программы, включающей вопросы, связанные с ЭК.

Достоинства и недостатки

В научной литературе можно найти несколько определений электронной коммерции (3), (4), (5), (6). Общие признаки: бизнес ведется посредством компьютеров в любое время и в любом месте в мире, без организационных ограничений и "ручных" процессов.

Электронная коммерция предоставляет новые возможности для продавцов и потребителей. Компании получают ряд преимуществ: повышение производительности, сокращение штата и объема необходимых материальных запасов, создание тесных и качественных отношений с поставщиками и клиентами, снижение себестоимости, расширение ассортимента товаров и услуг, увеличение охвата рынка.

Е-коммерция имеет и недостатки:

  • персонал сопротивляется преобразованиям;
  • передаваемая электронным способом информация не всегда хорошо защищена;
  • поставщики могут прислать товары низкого качества или сорвать поставку;
  • нет юридической ясности в случае правового спора;
  • недоверие потребителей к виртуальным компаниям.

Новая эра - новые требования

Растущая популярность электронной коммерции бросает руководителям вызов. Они должны понять, что это не просто автоматизация бизнес-процессов, а, возможно, их полный реинжиниринг (1).

Еще одна важная задача - защита информации. Бухгалтеры должны быть уверены, что существующие системы обеспечивают необходимый уровень безопасности и проверки данных.

Чтобы выжить и преуспеть в эру электронной коммерции, организации необходимо сложное хранилище данных с управленческой информационной системой (EIS), связывающей все функциональные системы.

Библиография

(1) - Hammer, M., "Reengineering Work: Don't Automate, Obliterate" Harvard Business Review (July-August 1990), pp. 104-112.

(2) - Kalakota, R. and Whinston, A., Frontiers of Electronic Commerce (Reading, MA, Addison Wesley 1996).

(3) - Kalakota, R. and Whinston, A., Electronic Commerce: A Manager's Guide (Reading, MA, Addison Wesley 1997).

(4) - Seddon, P., "Defining Electronic Commerce", URL: http://www.dis.unimelb.edu.au/staff/peter/InternetEra.html (1997)

(5) - Turban, E., Lee, J., King, D. and Chung, H. M., Electronic Commerce: A Managerial Perspective (Prentice-Hall, Inc. 2000)

(6) - Wigand, R. T., "Electronic Commerce: Definition, Theory, and Context" The Information Society (Vol. 13,1997), pp. 1-16.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #115

 

 

Реклама: