Letyshops

Новый комплекс клиентских услуг

Ларри Рэнкин, Флорэнс Шарп

Начало в выпусках: #92

В кратком изложении

Светлое будущее страхования

На сегодняшний день доходы от страховых услуг составляют лишь небольшую часть общей прибыли, но есть признаки, обещающие их серьезный рост в будущем. С 1993 по 1998 год доходы от страхования увеличились только у 11,3% фирм, но 43,4% компаний рассчитывают на такое увеличение к 2003 году. 26,3% фирм второй из опрошенных групп в настоящее время не оказывают страховых услуг, однако планируют начать это делать в ближайшие пять лет.

Руководители компаний обеих групп оценили значимость 18-ти факторов, которые влияют на рост доли доходов от страховых услуг (см. Таб. 4). 58 руководителей фирм, предоставлявших страховые услуги с 1993 по 1998 год, назвали пять основных причин роста их привлекательности: увеличение спроса на страховые услуги; высокая доходность; развитие фирмой страхования как рыночной ниши; легкость проникновения на рынок страховых услуг; страховые функции, вытекающие из аудиторских или бухгалтерских услуг.

264 руководителя фирм, ожидающие повышения доходности страховых услуг к 2003 году, сочли те же пять факторов важными причинами для подъема. Они указали, что определение AICPA возможностей страховых услуг (AICPA's identification of assurance service opportunities) также повлияло на их мнение о будущем страхования.

Таблица 4. Основные факторы, способствующие росту доли доходов от страховых услуг
1 (1) Растущий спрос на страховые услуги
2 (2) Высокая прибыльность страховых услуг
3 (3) Развитие страхования как рыночной ниши
4 (4) Легкость проникновения на рынок страховых услуг
5 (4) Страховые функции, вытекающие из аудиторских и бухгалтерских услуг
6 (9) Снижение спроса на бухгалтерские услуги
7 (4) Определение AICPA возможностей страховых услуг
8 (4) Инструкции и учебные курсы AICPA по страховым услугам
8 (10) Снижение спроса на услуги по налогообложению
8 (10) Снижение спроса на аудит и проверки
11 (7) Помощь AICPA в маркетинге и рекламе страховых услуг
На основе усредненных ответов 58 фирм, сообщивших об относительном росте доходов от услуг страхования с 1993 по 1998 г. Цифры в скобках: на основе усредненных ответов 264 фирм, ожидающих относительного роста доходов от услуг страхования с 1998 по 2003 г.

Виды страховых услуг

Респонденты перечислили виды страховых услуг, которые они предлагали в период с 1993 по 1998 г. и планируют предложить в 2003 году (см. Таб. 5).

Таблица 5. Изменения в наборе услуг страхования
Услуги страхования Доля бухгалтерских фирм, предлагающих услуги страхования
1993 1998 1998 2003
Оценка деятельности предприятия 5,3% 9,7% 16,3% 34,9%
Услуги CPA ElderCare 1,6 4,5 8,6 Надежность информационных систем 3,7 6,4 11,0 22,5
Оценка риска 1,6 4,1 5,6 19,4
Здравоохранение 1,6 2,9 6,3 15,6
Электронная коммерция 0,0 1,4 2,5 14,5
WebTrust 0,0 0,0 0,3 8,2

Согласно данным опроса первой группы, в 1993 году небольшое количество фирм предоставляли услуги по оценке работы предприятия и надежности информационных систем (5,3% и 3,7% соответственно). К 1998 году число таких фирм возросло (9.7% и 6.4%). Кроме того, увеличилось число компаний, предлагающих услуги CPA ElderCare и оценки риска (4.5% и 4.1%). В целом доходы от страховых услуг за 1998 год оценивались значительно выше в группе, смотрящей в будущее, чем в группе, анализирующей прошлое.

Руководители компаний второй группы предсказывают рост всех перечисленных видов страховых услуг с 1998 по 2003 год. Число компаний, занимающихся оценкой бизнеса предприятия, должна более чем удвоиться (с 16,3% до 34,9%), а оценкой риска и CPA ElderCare - утроиться (с 5,6% до 19,4% и с 8,6% до 26,6% соответственно). Комиссия по страховым услугам при AICPA предположила, что эти три вида страховых услуг особенно интересны для небольших бухгалтерских фирм. Доля компаний, предлагающих услуги по медицинскому страхованию, к 2003 году предположительно вырастет с 6,3% до 15,6%.

То, что AICPA определила возможности страховых услуг, повлияло на многие бухгалтерские фирмы. Компании, осуществлявшие страховую деятельность с 1993 по 1998 год, поставили этот фактор на 7-е место (по значимости), фирмы, планирующие расширение страховых услуг с 1998 по 2003 год - на 4-е место. Обучение в AICPA страховым услугам, маркетинговая и рекламная поддержка - все это появилось недавно, но уже приобрело большое значение.

Респонденты не забыли и о рыночных процессах. Упомянут повышенный спрос на страховые услуги и возможность влиять на этот спрос, используя услуги бухучета и аудита. Дипломированные бухгалтеры отмечают возможность легкого перехода в сферу услуг страхования и развитие практики ниш в этой области.

Стремительный рост консалтинга

Результаты исследования подтверждают распространенное мнение о стремительном росте доли доходов от консалтинговых услуг. 53,1% фирм первой группы говорят о таком росте за последние пять лет, 70,2% фирм второй группы прогнозируют его в последующие пять лет. Руководители оценили 16 факторов, влияющих на рост доходности консалтинговых услуг. Основные из этих факторов - рыночные (см. Таб. 6).

Таблица 6. Основные факторы, влияющие на рост доли доходов от консалтинговых услуг
1 (1) Растущий спрос на консалтинговые услуги
2 (2) Прибыльность консалтинговых услуг
3 (3) Развитие консалтинга как рыночной ниши
4 (4) Функции консалтинга, вытекающие из аудиторских и бухгалтерских услуг
5 (5) Легкость проникновения на рынок консалтинга
6 (6) Падение спроса на бухгалтерские услуги
7 (8) Падение спроса на аудит и проверки
8 (7) Падение спроса на услуги по налогообложению
9 (10) Относительно низкий риск тяжбы при предоставлении консалтинговых услуг
9 (10) Передача контрактов другими бухгалтерскими фирмами
11 (8) Аккредитация AICPA отдельных консалтинговых услуг (PFS, ABV)
На основе усредненных ответов 273 фирм, сообщивших об относительном росте доходов от услуг консалтинга с 1993 по 1998 г. Цифры в скобках: на основе усредненных ответов 427 фирм, ожидающих относительного роста доходов от услуг консалтинга с 1998 по 2003 г.

Наиболее важной причиной увеличения доли доходов от консалтинговых услуг, как в прошлом, так и в будущем, руководители сочли растущий спрос на услуги консалтинга. Другие первостепенные факторы также являются рыночными: высокая рентабельность консалтинга, развитие рыночных ниш, услуги вследствие отношений с клиентами бухучета или аудита, легкость проникновения на рынок консалтинговых услуг. Этот рейтинг очень напоминает рейтинг факторов, влияющих на страховые услуги, что не удивительно, так как требования к этим двум типам услуг похожи. На практике, опыт дипломированных бухгалтеров в консалтинге, вероятно, укрепит их желание заняться страхованием.

Виды консалтинговых услуг

Руководители обозначили виды консалтинговых услуг, которые они предлагали или собираются предложить в определенный период (см. Таб. 7). Для всех этих видов респонденты отмечают и предсказывают хорошее развитие. В качестве трех наиболее перспективных с точки зрения доходности видов услуг были названы личное финансовое планирование, оценка предприятия и автоматизация. AICPA разработала квалификационные мероприятия по личному финансовому планированию и оценке бизнеса. Хотя руководители фирм не думают, что это серьезно повлияло на рост доходов от консалтинга в прошлом, важность этого фактора для будущего развития оценивается высоко.

Таблица 7. Изменения в наборе услуг консалтинга
Услуги консалтинга Доля бухгалтерских фирм, предлагающих услуги консалтинга
1993 1998 1998 2003
Персональное финансовое планирование 41,2% 45,7% 53,0% 61,0%
Оценка бизнеса 35,4 44,7 47,4 51,0
Планирование преемственности в бизнесе 28,8 37,0 43,4 51,0
Услуги по автоматизации 27,8 40,7 46,4 48,5
Компенсации и льготы 18,9 21,0 30,1 35,9
Стратегическое планирование 15,8 23,9 28,5 35,4
Финансовые услуги 14,4 22,8 26,5 35,0
Судебный бухучет 22,4 28,2 27,6 33,7
Оценка и планирование внутреннего контроля 17,9 23,0 30,9 33,7
Слияния и приобретения 23,9 29,0 30,6 32,6
Управление процессами 15,2 20,2 21,4 27,1
Услуги по компьютерному оборудованию 13,6 18,5 21,1
Организационное развитие 10,4 15,4 14,8 20,9
Услуги по персоналу 9,1 12,5 14,8 19,7
Аудит мошенничества 7,0 12,5 10,2 18,1
Решение споров 6,6 10,5 11,8 17,4
Банкротство / неплатежеспособность 13,0 12,1 12,2 15,6
Аутсорсинговый внутренний аудит 2,9 5,4 5,1 11,2
Анализ 2,1 3,9 5,3 12,0
Международные услуги 3,3 5,4 6,3 10,5
Анализ рыночной / экономической целесообразности 2,5 3,1 5,6 10,2

16% руководителей предсказали, что в первую тройку консалтинговых услуг должны войти финансовые услуги. Широкие перспективы предсказываются для планирования преемственности в бизнесе, услуг, связанных со слиянием и приобретением предприятий, компенсациями и пособиями, судебными тяжбами, а также для стратегического планирования, оценки и планирования внутреннего контроля (internal control evaluation and planning).

Новые возможности

Результаты исследования говорят об изменении в наборе услуг, предоставляемых клиентам бухгалтерскими фирмами. Движение происходит в направлении от традиционного бухгалтерского учета, проверок и налогообложения к более доходным услугам консалтинга и страхования. Перемены определяются, в основном, рыночными процессами. Большинство бухгалтерских фирм "держат нос по ветру" и ищут новые возможности для удовлетворения меняющихся потребностей клиентов. Для этого они:

  • используют специальные знания для создания рабочих ниш;
  • планируют стратегическое проникновение на растущие рынки консалтинга и страхования;
  • предоставляют клиентам разовые контракты по финансовым и иным услугам;
  • специализируются на аудите, проверке и других аттестационных услугах.

Держит ли "нос по ветру" и ваша фирма?


Ларри Рэнкин - доцент в Университете Майами, Oxford, Ohio (rankinlj@muohio.edu)
Флорэнс Шарп - профессор Школы бухучета при Университете штата Огайо (sharpf@ohiou.edu)

 

 

Реклама: