Letyshops

Сущность и цели управленческого учета

Учебный курс АССА

Цели

После изучения этого блока Вы сможете:

  • объяснить сущность управленческого учета;
  • назвать три основные цели управленческого учета;
  • провести различие между управленческим учетом и финансовым учетом.

Сущность управленческого учета

Институт дипломированных бухгалтеров управления (CIMA) определяет управленческий учет как предоставление информации, необходимой руководству для таких целей, как:

  • выработка политики;
  • планирование и контроль деятельности предприятия;
  • принятие альтернативных решений;
  • раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционеры и другие);
  • раскрытие данных служащим;
  • обеспечение сохранности активов.
Задание

Дайте свое определение управленческому учету.

По более четкому определению CIMA, управленческий учет представляет собой деятельность по обеспечению руководства учетной информацией, которая необходима ему для управления предприятием с максимально возможной степенью эффективности. Установленных правил по поводу того, как эта деятельность осуществляется, не существует, однако развитие теории и установившейся практики в течение ряда лет повысило роль управленческого учета, и в этой рабочей тетради мы это рассмотрим.

Информация, которую обеспечивает управленческий учет, может быть представлена в любой форме по выбору руководства, так как основное назначение этой информации - дать возможность руководству управлять предприятием с наибольшей степенью эффективности. Улучшение, достигнутое в управлении компанией в результате использования информации, часто называется "ценностью информации".

Информация управленческого учета может быть:

  • "количественной" (т.е. связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);
  • или "качественной" (т.е. информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).

Иногда качественные факторы игнорируются руководителями. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение. Подобная практика порочна, так как качественные аспекты решений являются такими же важными, как и количественные, и самые квалифицированные решения могут быть приняты только при учете всей имеющейся в распоряжении информации.

В настоящее время большинство предприятий имеет в рамках своей финансовой структуры самостоятельные отделы управленческого учета, которые обеспечивают руководство необходимой информацией управленческого учета. В небольших компаниях функции управленческого учета и финансового учета могут выполняться одним отделом, и проведение различий между этими функциями может вызвать затруднение.

Для того чтобы управленческий учет вносил положительный вклад, он должен входить в систему управленческой информации (MIS) предприятия. MIS представляет собой систему, созданную компанией для охвата всей информации (учетной и прочей), необходимой руководству для управления предприятием с максимальной эффективностью. Например, на производственном предприятии MIS будет получать информацию о размещении материальных запасов от отдела хранения, в то время как в функцию управленческого учета будет входить сбор информации, позволяющей производить расчет затрат (для предприятия) по каждому виду товара, имеющегося в наличии на этих складах. Управленческий учет, таким образом, является только частью, хотя и очень важной, системы MIS предприятия. Поэтому, чтобы приносить пользу в полном объеме, управленческий учет должен успешно взаимодействовать с другими подсистемами компании.

Если управленческий учет не будет находиться во взаимодействии с другими элементами MIS предприятия, то он не сможет получать всю информацию, необходимую ему для выполнения своей роли должным образом.

Задание

Подумайте о предприятии, на котором Вы работаете, или об известной вам компании. Обеспечивает ли управленческий учет необходимой информацией руководство предприятия и необходимый уровень взаимодействия между подразделениями? Существует ли различие между управленческим учетом в государственной и частной организациях?

Каждое предприятие будет иметь свой подход к управленческому учету, придавая ему больше или меньше значения, чем другие. В некоторых компаниях управленческий учет даже невозможно выделить из общей системы учета, но его можно обнаружить, проследив, откуда берут начало бухгалтерские отчеты администрации, используемые руководством.

По тому, как руководители предприятий, не связанные с бухгалтерским учетом, выполняют свои основные обязанности больше всего видно, обеспечивает ли управленческий учет информацию, необходимую им для эффективного управления предприятием, и взаимодействует ли он с другими участками в рамках этого предприятия. Речь идет о руководителях тех отделов, которые обеспечивают управленческий учет большей частью необработанных данных и которые используют отчеты и информацию, предоставленные управленческим учетом.

Заметьте также, что управленческий учет необходим как некоммерческому или государственному предприятию, так и коммерческим производителям продукции или организациям, предоставляющим услуги. Если какая-нибудь благотворительная организация намерена осуществить эффективное планирование на будущее и увеличить до максимального предела отдачу от своих ресурсов то, чтобы помочь своим руководителям достичь этих целей, ей необходима качественная информация управленческого учета в той же степени, в какой она нужна любой компании, нацеленной на получение прибыли.

Цели управленческого учета

Тремя основными целями управленческого учета являются:

  • определение затрат;
  • принятие решения;
  • планирование и контроль.

Определение затрат представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации, относящейся к затратам, возникающим при покупке или производстве готовой продукции или услуг предприятием, предназначенных для перепродажи с прибылью (или свободного распределения в случае с благотворительной организацией). Собрав необходимую информацию о затратах на производство, следует найти способ проанализировать общую величину затрат, чтобы достаточно точно определить индивидуальную себестоимость каждого изделия или услуги, предлагаемых предприятием (включая некоммерческие компании).

Методы, применяемые при сборе информации о затратах на производство и анализе ее в зависимости от различных видов продукции или услуг, рассматриваются в модуле "Калькуляция затрат", где Вы также познакомитесь с целями использования этой информации.

Принятие решения является одной из ключевых функций управления. Каждый день руководители сталкиваются с необходимостью принимать ряд решений, каждое из которых может непосредственно влиять на результаты деятельности их компании. Очевидно, что в интересах предприятия необходимо, чтобы его руководители получали всякое содействие, способствующее принятию ими решения.

Управленческий учет призван облегчить процесс принятия решения, обеспечивая его информацией, относящейся к каждому решению (количественной и качественной), в той форме, в какой она может быть легко использована руководителями. Важно запомнить, что управленческий учет может только помочь руководителям в принятии ими решения. Он не заменяет и не может заменить суждения и опыта, применяемого ими в этих случаях. Однако он является очень полезным инструментом, помогающим в этом процессе, и хорошие руководители используют его с максимальной отдачей.

В модуле "Информация для принятия решения" рассматривается именно эта цель управленческого учета.

Планирование и контроль заключаются в составлении будущих планов предприятия, и краткосрочных и перспективных, основанных на прошлом опыте и любой другой имеющейся информации. Это включает данные, полученные на основе определения затрат и сравнения фактических показателей предприятия с плановыми. Если фактические результаты не соответствуют запланированному уровню эффективности производства, то на основе данной проверки руководство может внести коррективы. Простым примером планирования и контроля является составление сметы, используемой предприятиями для контроля своей деятельности в течение ближайшего периода.

В модуле "Информация для планирования и контроля", рассматриваются подготовка и применение смет наряду с другими аспектами планирования и контроля, которые развивались как методы управленческого учета.

Все три упомянутые выше цели управленческого учета тесно взаимосвязаны. Например, при принятии решения о производстве или покупке комплектующего изделия для своей продукции руководство компании рассмотрит расходы на производство этого компонента (определение затрат) и его решение (принятие решения) будет отражено в годовых сметах предприятия (планирование и контроль). Вам часто придется встречаться с тем, что "продукт" или выход одной функции является "сырьем" или вводимым ресурсом другой.

Задание

Какие их трех задач управленческого учета - определение затрат, принятие решения или планирование и контроль - обеспечиваются каждым из следующих учетных документов?

  1. Счет-фактура поставщика.
  2. Задание по реализации продукции.
  3. Ежемесячный отчет о выпуске продукции.
  4. Перечень материальных запасов.
  5. Калькуляционная ведомость заработной платы.

В счете-фактуре поставщика регистрируется себестоимость поставленных товаров или оказанных услуг (помимо других сведений). Эта информация будет использована, прежде всего, при определении затрат, а также для планирования будущих расходов и может стать основой решения о продолжении закупок у данного поставщика. Тем самым подтверждается высказывание о том, что три основные цели управленческого учета очень тесно связаны между собой. Данный пример показывает также, что одна и та же учетная информация может быть использована в трех различных целях.

Задание по реализации продукции содержит запланированный объем продаж предприятия в расчете на продавца или район и т.д. и может быть использовано в рамках компании для планирования и контроля.

В ежемесячном отчете о выпуске продукции отражаются вид и количество товаров, произведенных предприятием за месяц. Эта информация используется при определении затрат для указания тех товаров, на которые начислены расходы, понесенные в течение месяца. Она также может быть использована при планировании и контроле для сравнения фактически произведенной за каждый месяц продукции с запланированными показателями.

Перечень материальных запасов используется, главным образом, при планировании будущего производства и потребностей в материально-техническом снабжении.

Калькуляционная ведомость заработной платы включает подробные сведения о понесенных расходах на оплату рабочей силы за период, которые используются при определении затрат.

Управленческий учет и финансовый учет

Управленческий учет

Как уже упоминалось, управленческий учет обеспечивает руководство компании информацией, позволяющей ему управлять компанией с максимально возможной степенью эффективности. Любая система управленческого учета, действующая на предприятии, должна отвечать трем основным целям управленческого учета.

Управленческий учет концентрирует свое внимание на текущем и перспективном руководстве предприятием. Результаты прошедшего периода регистрируются в учетных документах и рассматриваются в целях планирования и контроля, но опять же, в центре внимания остается использование выводов, извлеченных из прошлых результатов, с целью совершенствования деятельности в будущем.

Информация, которую обеспечивает управленческий учет, предназначена только для внутреннего пользования, и частота и характер предоставляемой информации определяются конкретными потребностями каждого предприятия. Другими словами, частота и форма представления информации управленческого учета зависят от требований руководства определенной компании.

Хотя существует много теоретических разработок и практических методов, к предприятию не предъявляются законодательные или профессиональные требования по их использованию, и поэтому могут применяться любые методы управленческого учета, которые наиболее подходят данному предприятию.

Финансовый учет

Финансовый учет, в свою очередь, полностью сосредоточен на регистрации операций и результатов деятельности компании, имевших место в прошлом.

Форма отчетов, представляемых финансовым учетом, предписана законом и обязательной установившейся практикой и состоит из годового отчета о прибылях и убытках, баланса и отчета о движении денежных средств, которые сопровождаются вспомогательными примечаниями.

Эти отчеты, в основном, используются теми, кто не связан непосредственно с управлением компанией, но имеет некоторое отношение к ней, например, акционерами, кредиторами и теми, кто обеспечивает финансирование. Руководство компании будет рассматривать годовые финансовые отчеты, но они могут не повлиять на будущие решения, касающиеся управления компанией.

На рис.1.1 кратко показаны различия между управленческим учетом и финансовым учетом.

  Управленческий учет Финансовый учет
Пользователи Внутренние Внешние
Форма Нет установленной формы
По требованию руководства
Отчет о прибылях и убытках
Баланс
Отчет о движении денежных средств
Частота представления отчетности По необходимости Ежегодно
Рассматриваемый период времени Настоящее и будущее Истекший период
Регулирование Нет регулирующего органа Закон и бухгалтерские органы

Рисунок 1.1 Различия между управленческим учетом и финансовым учетом

Важно запомнить, что документы управленческого и финансового учета, которые регистрируют операции и результаты деятельности предприятия, имеют дело с одной и той же информацией, но анализируют ее разными способами в соответствии с различным назначением этих документов.

Некоторые компании используют одну систему бухгалтерского учета для записи всей этой информации и затем анализируют ее с точки зрения как управленческого, так и финансового учета. Такие системы известны как "интегрированные системы счетов".

Другие предприятия используют две различные системы бухгалтерского учета, регистрируя и анализируя всю информацию раздельно. Затем информация, содержащаяся в обеих системах, регулярно выверяется (как правило, ежемесячно) для корректировки существующих расхождений и обеспечения полного обновления обеих систем. Такие системы известны как "неинтегрированные системы счетов".

Задание

Подумайте о вашем предприятии или об известной вам компании. Какую систему учета они имеют - интегрированную или неинтегрированную? Какая из них, по вашему мнению, является более эффективной?

Интегрированная система счетов в целом является более экономичной и более простой, так как в этом случае информация регистрируется только один раз, и не требуется времени для ее выверки. Однако неинтегрированная система учета обеспечивает дополнительный контроль, гарантируя полноту и точность информации, и по этой причине некоторые предприятия по-прежнему используют такую систему.

Контрольное задание

(а) Почему компании имеют системы управленческого учета?

(b) Принятие решения является одной из целей управленческого учета. Обсудите ее связь с другими целями управленческого учета.

(c) Перечислите четыре признака отличий управленческого учета от финансового.

Решения к контрольным заданиям

(a) Предприятия расходуют такое большое количество времени и денежных средств на развитие эффективных систем управленческого учета по той причине, что они обеспечивают их ценной информацией.

Информация по управленческому учету включает в себя данные о понесенных затратах и рассчитанных затратах на товары или услуги, информацию для планирования, контроля и принятия решений. Эта информация необходима для эффективной работы предприятия, а повышение эффективности и более совершенный процесс принятия решений, обеспечиваемые за счет систем управленческого учета, как правило, намного превышают затраты на их внедрение.

(b) Тремя основными целями управленческого учета являются:

  • установление затрат;
  • принятие решения;
  • планирование и контроль.

Процесс принятия решения во многом зависит от установления затрат на получение данных о затратах по различным вариантам решений (например, затраты на выпуск продукции при различных уровнях производства). Без такой информации не может быть принято ни одно взвешенное решение.

Принятие решения также является составной частью процесса планирования и контроля. Можно привести пример решения в рамках функции планирования и контроля, где различные планы готовятся на начальном этапе процесса планирования на основе многочисленных допущений и т.п., и необходимо принять решение о том, какой из планов предприятию следует выполнять. При последующем сравнении фактических результатов с планом необходимо будет принять решения по поводу того, как скорректировать неблагоприятные тенденции или другие несоответствия в фактических результатах.

(с) Любые четыре из:

  • пользователи;
  • формат;
  • частота представления отчетности;
  • рассматриваемый период времени;
  • правила.

 

 

Реклама: