Letyshops

Лидерство в BPR: результаты исследования

Норма Сатклифф

Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"

Описание исследования

Более 60 добровольцев приняли участие в исследовании "Эффективное лидерство в BPR (реинжиниринг бизнес-процессов)". Кого-то побудили к этому письма и анкеты, полученные по почте, но большинство отозвались на Интернет-рассылку. Две трети участников рассказали о собственной деятельности в качестве руководителей проектов по BPR, остальные - описали работу знакомых специалистов.

Предыстория

До сих пор многие исследователи BPR предлагали в лучшем случае подборку разноречивых данных. Они подчеркивали, что успешный проект BPR осуществляется сверху вниз, под руководством администрации, однако за реализацию процесса внедрения отвечает рабочая группа. Лидер указывает команде, как надо работать, не давая ей самой принимать решения. Если же он позволяет команде решать, значит процесс происходит не "сверху вниз" и не под руководством администрации.

Одно время много писали о разнице между руководителем и лидером, но есть очень мало свидетельств, подтверждающих эту разницу. Согласно данным исследований, успешный лидер всегда является успешным руководителем, которого все признают харизматической личностью.

С учетом пробелов, обнаруженных прошлыми исследованиями в наиболее популярных теориях лидерства, мы уделили основное внимание тому, как именно действует успешный лидер. Мы использовали синтез нескольких теорий, проверенных в процессе других исследований.

Портрет респондента

Наш среднестатистический респондент - мужчина 35-49 лет, с более чем 5-летним стажем работы в компании (на момент начала проекта по BPR), возглавлявший рабочую группу из 15 человек. Вообще возраст лидеров колебался от 25 до 59 лет, срок работы в компании - от нескольких месяцев до 30 лет, размер группы - от 2 до 70 человек. Среди лидеров было 2 женщины.

География проектов по BPR оказалась разнообразной. Около трети из них пришлось на Соединенные Штаты, одна шестая - на Азию, а остальные - Европа, Ближний Восток и Австралия с Новой Зеландией.

Итоги исследования

Исследование показало наличие связи между определенными типами поведения лидера и итогами проекта по BPR. Как выяснилось, личность руководителя действительно влияет на результаты.

По нашим данным, наибольшего успеха добились лидеры, которые старались максимально учитывать специфику ситуации. Комплекс особенностей ситуации мы сопоставили со стилем лидерства и произвели расчет соответствия. У успешных лидеров соответствие было значительно больше.

В проектах по BPR участвовали, как правило, группы заинтересованных, высококвалифицированных сотрудников, которым нравилось работать независимо и без явного контроля, выполняя нетривиальные задачи. Успешные лидеры BPR в таких обстоятельствах выбирали интерактивный или недирективный стиль лидерства. Варианты и методы решения обсуждались с командой и даже корректировались перед реализацией (интерактивный стиль). Иногда они были итогом совместной работы команды и лидера (недирективный стиль).

Исследование показало, что успешные лидеры старались найти баланс, в одинаковой мере учитывать интересы работников и интересы дела. Менее успешные - допускали перекос в ту или другую сторону.

Учитывая интересы работников, лидер стремился достичь согласия в команде, урегулировать конфликты, обеспечить позитивную и корректирующую обратную связь, помочь в планировании карьеры. Учитывая интересы дела - ставил цели, контролировал выполнение работ и обеспечивал наличие необходимых ресурсов.

Исследование не обнаружило какой-либо связи между степенью участия лидера и успехом проекта. Распространено мнение, что успешный лидер BPR занят управлением проекта активно и постоянно. Мы не нашли этому доказательств.

Также мы не обнаружили связи между количеством целей и степенью успешности проекта. Считается, что чем меньше целей, тем больше концентрация усилий. К сожалению, эта точка зрения не подтвердилась.

Заключение

Данное исследование показало, что лидерство важно для BPR. Успешные лидеры выбирали стиль поведения, соответствующий ситуации, и соблюдали баланс между интересами работников и интересами дела.


Norma Sutcliffe
Ph.D.Information Systems
The Anderson School at UCLA
110 Westwood Plaza, Suite D501
Los Angeles CA 90095-1481
norma.sutcliffe@anderson.ucla.edu.

 

 

Реклама: