Letyshops

Управленческий консалтинг. Попытка систематизации

Владимир Ярмиш
E-mail: jasoft@mail.ru

Начало в выпусках: #96, #97, #98

Расстановка сил, основные тенденции

Нужно идти, чтобы стоять на месте.
Чтобы идти вперед, нужно бежать.

"Алиса в Зазеркалье".

Согласно прогнозам Kennedy Research Group, доходы от предоставления услуг в сфере управленческого консалтинга по всему миру достигнут в 2000 году 114 млрд. долларов. По итогам 1999 года, список 30 крупнейших международных консалтинговых компаний выглядит следующим образом:

N

Компания

Выручка от оказания консалтинговых услуг (млн. долл.)

Прирост (%)

Количество сотрудников

1

IBM Global Services

9 762

14

н. д.

2

Andersen Consulting

8 941

8

65 496

3

Cap Gemini Ernst & Young

8 200

н. д.

57 000

4

PricewaterhouseCoopers

7 600

27

н. д.

5

Deloitte Consulting/DTT

5 050

31

28 625

6

Computer Sciences Corporation

3 800

8

н. д.

7

KPMG

3 000

11

н. д.

8

McKinsey & Company

2 900

16

11 000

9

Mercer Consulting Group

1 950

26

14 100

10

Arthur Andersen

1 400

33

10 000

11

Booz-Allen & Hamilton

1 370

14

9 835

12

Towers Perrin

1 338

9

8 400

13

Hewitt Associates

1 075

25

10 930

14

Boston Consulting Group

948

30

н. д.

15

DMR Consulting Group

920

8

н. д.

16

Bain & Company

756

20

2 400

17

Aon Consulting Worldwide

656

7

5 700

18

Woodrow Milliman

509

16

3 500

19

PA Consulting Group

469

7

2 824

20

Telcordia Technologies

380

4

1 500

21

Roland Berger & Partner

379

16

1 341

22

Horwath International

337

74

н. д.

23

Hay Group

293

5

2 210

24

RSM International

289

24

2 150

25

Plaut International Management Consulting

233

27

1 666

26

BDO International

198

12

н. д.

27

Mummert + Partner

180

33

1 045

28

Kurt Salmon Associates

135

4

800

29

Twynstra Group of Managers & Consultants

82

19

700

30

Berenschot Groep

73

Источник: Management Consultant International (Эксперт, 󎲱 (236) 3.07.2000)

Как видно из приведенной таблицы, лидирующие позиции наряду с компаниями Большой Пятерки занимают фирмы, специализирующиеся на информационных технологиях и электронной коммерции: IBM Global Services, Computer Sciences Corporation. Показателен пример Andersen Consulting. Компания стала независимой только в 1988 году, но в настоящее время уже является одной из крупнейших.

Следующие строчки таблицы занимают фирмы, которые специализируются на разработке стратегии: McKinsey & Company, Booz-Allen & Hamilton, Boston Consulting Group. Эти компании постоянно расширяют спектр услуг, в основном за счет сферы ИТ и электронной коммерции.

Значительное влияние информационных технологий привело не только к ускорению темпов роста, но и увеличению количества и качества предлагаемых услуг. Доля сегмента рынка IT/Systems составляет 64% и к концу года, как ожидается, увеличится до 70%.

За последние десятилетия появилось много небольших узкоспециализированных фирм, особенно в сфере ИТ и электронной коммерции. Еще одна тенденция - увеличение числа слияний и приобретений.

Если в первой половине 90-х годов средние темпы роста в отрасли составляли около 20%, то во второй половине они уменьшились до 14-16%. По прогнозам аналитиков из Kennedy Information Group, в 2000 году рост составит примерно 13%.

Темпы роста сильно варьируются в зависимости от специализации компаний. С 1992 по 1996 годы они достигали в сфере ИТ примерно 16%, в сфере управления персоналом - 10%, в сфере операционного менеджмента - 14%, в сфере стратегического планирования - 18%. В 1997 году темпы роста в этих областях составили соответственно 29%, 15%, 16% и 11%.

Зачем руководителям консультанты?

Назовем основные причины, по которым руководители компаний нанимают консультантов. Это необходимость:

  • получить объективную (непредвзятую) оценку проблем и/или задач. Поскольку консультанты не зависят от решений руководства, не связаны событиями прошлого и не имеют личных предпочтений, они способны провести наиболее объективный анализ сложившейся ситуации. Это способствует принятию оптимальных решений, минимизации издержек на их реализацию и повышению доверия к компании со стороны акционеров и/или потенциальных инвесторов.
  • воспользоваться знаниями и опытом консультантов. Консультанты обладают знаниями и опытом, накопленными в процессе своей деятельности. Обращаясь к ним, менеджеры избавляются от необходимости изобретать велосипед, могут, основываясь на чужом опыте, избежать многих ошибок.
  • привлечь дополнительные ресурсы для решения специфических задач. У компании не всегда есть свободные и квалифицированные кадры для решения всех проблем, которые возникают в ходе хозяйственной деятельности. Поиск и содержание большого числа сотрудников требует времени и издержек - не все компании могут себе это позволить.

Особенности карьеры

Чтобы решить, стоит ли связывать свою судьбу с консалтингом, необходимо получить представление об особенностях этой профессии, обязанностях, которые придется выполнять, и требованиях, которым придется соответствовать.

Стиль жизни и работы консультантов зависит от многих факторов: от специализации компании, ее отраслевой принадлежности, корпоративной культуры, основных клиентов и характера управления. Однако можно выделить некоторые черты, характерные для отрасли в целом, например:

  • путешествия по стране и за ее пределами;
  • встречи, переговоры, работа в команде с клиентами и/или его представителями;
  • исследовательская работа различного характера;
  • организация и проведение презентаций;
  • напряженный график, включающий работу в офисе и на предприятиях клиента;
  • подготовка документации, отчетов, докладов и т.п.

На основе этого можно сформулировать основные преимущества и недостатки профессии.

Преимущества:

  • высокая оплата;
  • творческая, разнообразная и высокоинтеллектуальная работа;
  • общение с интересными и неординарными людьми;
  • возможность получить опыт практической деятельности в различных отраслях и сферах;
  • возможность решать важнейшие задачи развития бизнеса;
  • путешествия и т. п.

Недостатки:

  • необходимость поездок по стране и за ее пределами;
  • нелимитированный рабочий день;
  • окончательное решение остается за клиентом;
  • очень динамичный характер работы.

Среди качеств и навыков, необходимых любому консультанту, можно назвать следующие:

  • незаурядные интеллектуальные способности;
  • умение структурировать и систематизировать информацию;
  • аналитические способности, умение проводить исследования;
  • творческий подход, способность к логическому мышлению и убеждению;
  • умение работать в команде;
  • способность хорошо переносить стрессы;
  • ориентация на удовлетворение нужд клиента и защиту его интересов.

Фирмы, занимающиеся консалтингом, традиционно являются крупнейшими нанимателями выпускников высших учебных заведений, обладателей степени MBA. Работа консультанта позволяет недавним студентам взять на себя большую ответственность и быстро получить практический опыт в различных сферах делового мира. Однако подходит эта область деятельности далеко не каждому. Прежде чем сделать ответственный шаг в мир консалтинга, нужно хорошенько взвесить все положительные и отрицательные моменты, связанные с этой профессией.

 

 

Реклама: