Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.

Начало в выпусках: #149, #150, #151

Бартер

Если считать криминальным любое действие организации, нарушающее закон, то российский бизнес криминален сверху донизу.

Вряд ли найдется предприятие, которое хотя бы раз не превысило разрешенную сумму выплат наличными, не задержало на работе сотрудника без дополнительного вознаграждения, не отнесло бы, наконец, затраты на покупку халата уборщику на себестоимость (по "Положению о составе затрат" в себестоимость входит только халат уборщицы, уборщик может купить его из прибыли).

Если не признавать криминальными деяния, нарушающие некоторые законы, то неплохо бы иметь кодекс, разъясняющий, какие именно законы можно нарушать и каким образом.

Общество и бизнес живут по определенным правилам, сложившимся в ходе практики и имеющим весьма отдаленное отношение к законам (так же как персонал фирм работает отнюдь не по должностным инструкциям). Эти правила обусловлены в большей степени необходимостью, чем чьим-то желанием.

Явление под названием "бартер" относится как раз к разряду таких правил. Зарубежный менеджмент знаком с ним и считает полезной практикой, достойной подражания. Правда, при этом имеется в виду использование на уровне юрист - ресторатор (первый дает консультации со скидкой, а второй кормит по себестоимости). В России бартер возник как компенсация неплатежей и благополучно достиг размеров параллельного рынка, охватив все производство.

Одно из основных достоинств бартера - обеспечение непрерывности поставок. Завод может остаться совершенно без средств, задолжать в бюджет, но он не остановится, пока будет получать сырье за отгруженную продукцию.

Деньги в бартерной операции практически не играют роли. Если все банки закроются, для торговых организаций это конец, а производство выживет, так как доля бартера в движении его активов может достигать 98% (цифра из реального баланса).

Особенность бартера - в "виртуальности" цен на отгружаемую продукцию. Как правило, прямая связь с "денежной" ценой отсутствует.

При исследовании рынка линолеума в России, выяснилось, что отечественный линолеум уступает импортным аналогам по качеству и цене, но, тем не менее, вполне конкурентоспособен.

Дело в том, что основной потребитель линолеума - строительные организации, которые приобретают его по бартеру. Зарубежные конкуренты могут сколько угодно биться за маленькую нишу частного потребителя, но самое высокое качество и большие скидки не позволят им выйти на широкий рынок, пока они не начнут принимать в уплату кирпич. (Возможно, к положительным качествам бартера стоит отнести защиту отечественного производителя?)

Реально в России существует два рынка: товарно-денежный и товарно-товарный, причем последний значительно объемнее.

"Виртуальность" цен приводит к двум следствиям. Во-первых, за эскалацию стоимости бартерной продукции в конце концов кто-то должен платить. Если продавать по завышенной "кирпичной" цене линолеум, то дорогой кирпич тоже кому-то придется купить, и вряд ли он купит его за деньги.

Частично проблему решает конечный потребитель, приобретая, допустим, квартиру, построенную из "бартерного" кирпича. А если вспомнить, что те же квартиры (и многое другое) могут пойти в зачет бюджету, проблема решается полностью.

Во-вторых, при "виртуальных" ценах возможен только "виртуальный" учет. Составление бухгалтерского баланса и в "денежных" случаях нередко ближе к искусству художника, чем фотографа, а уж не получить в нем нужных цифр при учете многозвенных бартерных цепочек - для этого нужен гениальный бухгалтер.

Взятки

Еще одно полукриминальное явление - взятки. Полукриминальное потому, что способов дать взятку, не нарушая букву закона, едва ли не больше, чем незаконных. Если их мало используют, то только из нежелания платить налоги с "премиальных" сумм.

Взятки широко распространены во всем мире (не надо думать, что мы и здесь первые), однако цивилизованные страны стараются вынести их за пределы своих территорий. В Германии, Англии и Франции взятки, вручаемые в другой стране, вычитаются из налогооблагаемых сумм (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури "Основы менеджмента", Москва, "Дело", 1997 г.).

В США тот же статус имеют суммы, выплаченные за рубежом государственным чиновникам "для ускорения административных действий".

В стране-получателе взятка может быть оформлена, например, в виде гонорара за книгу, а единственное неудобство состоит в необходимости уплатить подоходный налог. Учитывая, что западные партнеры с размахом действуют на российском рынке, можно, с одной стороны, порадоваться резервному источнику благосостояния наших граждан, а с другой - привести наши законы в соответствие с международными нормами и легализовать дачу взятки за рубежом с вычетом ее из налогооблагаемой базы.

На внутреннем рынке взятки не столь полезны для экономики, но остаются достаточно привлекательными для предпринимателя. Хотя во многих случаях преимущества, предоставляемые ими, иллюзорны. Если вернуться к рассмотренным нами двум типам стратегий, то взятка - инструмент первоначального накопления капитала, но никак не долгосрочного присутствия на рынке.

В некоторых областях продвижение товара с помощью взяток давно стало нормой; в других (например, розничной торговле) - они практически не применяются. Можно представить, что качество продукции, низкая цена или быстрая доставка - это тоже своего рода взятка потребителю. И работает она лучше "традиционной".

Полагаем, что при развитии реальных рыночных отношений взятки будут "вымываться" из потребительского сектора и концентрироваться в государственном.

Неуплата налогов

Самая яркая иллюстрация жизни по правилам, отличным от законов, - массовая неуплата налогов в российский бюджет. Разработку нового налогового законодательства и воплощение его в жизнь можно считать почти аналогом внедрения изменений в крупной компании. Что-то не работает, что-то дает неожиданный побочный эффект.

Воздействие производится экономическими, силовыми методами, пропагандой и вовлечением заинтересованных сторон. Как и в крупной фирме, результат определяется не столько качеством первоначальной разработки, сколько последующим внедрением и корректировкой. (На этом сходство заканчивается, так как корректировка в законодательной схеме - процесс более сложный, чем в большинстве фирм).

Интересен человеческий аспект неуплаты налогов. Многие участники российского бизнеса несут криминальный риск, не являясь предпринимателями. Финансовые и исполнительные директора, главные бухгалтеры фирм "по долгу службы" нарушают закон, ставят себя в уязвимое положение.

Эта особенность (как и вынужденная "непрозрачность" бюджета, развитость бартерного рынка и т. д.) должна быть учтена при внедрении классических теоретических моделей.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #153, #154, #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161, #162, #163, #164, #166, #170, #167, #168, #169, #171, #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #182, #179, #180, #181, #186, #183, #184, #185, #187, #188, #189, #190, #191, #195, #192, #193, #194, #196, #200, #197, #198, #199, #202, #205, #208, #209, #210, #213, #214, #204, #207, #206, #211

 

 

Реклама: