Бизнес-аналитик – существо общественное 
Навыки коммуникации – «работы с людьми» – заслуживают отдельного внимания. 
При всем многообразии учебных курсов и литературы, большинство этих «источников 
квалификации» уделяют основное внимание методологии, правильному использованию 
нотаций и программных средств. Между тем не менее 35% времени бизнес-аналитика 
занято общением с коллегами и клиентами, и на практике основным способом 
научиться этому остается личный опыт. Кроме того, готовность и способность к 
коммуникации во многом определяется и характером человека. Разные формы общения 
требуют разных навыков и умений: 
  - Переписка – используется достаточно часто и экономит много времени и денег 
  при работе с удаленными клиентами, при согласовании и обсуждении деталей и 
  хорошо формализуемых задач. Требует аккуратности и педантичности 
  (своевременный ответ на письма), хорошего знания языка, соблюдения стиля и 
  этикета, умения обсуждать в переписке один вопрос с различными 
адресатами.
 
  - Анкетирование – как правило, используется на начальном этапе обследования 
  или для оценки итогов проекта. Требует навыков составления и обработки анкеты: 
  постановка задачи, формулировка вопросов и интерпретация результатов. 
  Необходимо также себе представлять ограничения анкетирования и его 
  преимущества.
 
  - Интервью –форма общения с клиентом, позволяющая получить максимум 
  информации, особенно при хорошей предварительной подготовке и проведении 
  нескольких раундов встреч. Хороший интервьюер умеет заинтересовать клиента, 
  помочь ему подготовиться к встрече при помощи предварительных вопросов, 
  успевает задать основные вопросы в ограниченное время и не потеряет информацию 
  «между» интервью и отчетом о работе.
 
  - Презентации – конечно, это прежде всего «хлеб» сотрудников, занимающихся 
  продажами. Однако когда речь заходит о презентации сложных решений, без 
  бизнес-аналитика или консультанта обойтись трудно. Речь идет о способности 
  представить информацию слушателям в доступной форме, расставить акценты, 
  обеспечить обратную связь в виде ответов на вопросы. Любая презентация 
  результатов работы – это продажа самих результатов и presale 
одновременно.
 
  - Совещания – любовь или нелюбовь к совещаниям во многом зависят от 
  корпоративного стиля ИТ-компании и компании-клиента, причем эти стили могут не 
  совпадать. Однако совещания – это то место, где принимаются судьбоносные для 
  проекта решения, и опытный эксперт должен уметь помочь своей компании 
  «выиграть их, играя по правилам».
 
  - Мозговой штурм – достаточно модная форма работы, которая редко 
  используется правильно и оправдывает высокие ожидания. Организация мозгового 
  штурма при обсуждении технических решений вполне заслуживает отдельной статьи. 
  Если такая форма работы занимает большое место в практике организации, от 
  бизнес-аналитика требуется знание «правил игры» и определенные социальные 
  навыки: готовность «пожертвовать свою идею ради общего дела»; умение работать 
  в горизонтальной команде без жесткой субординации; умение корректно общаться с 
  коллегами в раскрепощенной обстановке.
 
  - Переговоры – конечно, не следует доверять бизнес-аналитику вести 
  принципиальные переговоры самостоятельно. Не секрет, что компании-клиенты 
  часто предпочитают работать «напрямую» с аналитиками, потому что они легче 
  идут на компромисс и меньше внимания уделяют коммерческим аспектам. Все-таки 
  роль бизнес-аналитика в переговорах – скорее консультирование менеджера и 
  оценка возможных решений. Но умение формулировать позицию, аргументировано 
  защищать ее и находить компромиссные решения – всегда большой плюс.
 
  - Работа с документами-источниками – этот вид работы условно отнесен к 
  «социальным навыкам», но такая форма получения информации встречается довольно 
  часто. Здесь важно уметь по документу или документам, иногда достаточно 
  разрозненным и противоречивым, понять технологический процесс и выявить в 
  описании нестыковки или неточности, требующие уточнения.
  
   |