Letyshops

Убытки от роста. Об эффекте "масштаба производства" при выводе предприятия из кризиса

Издержки и выход из кризиса

Фундаментальным положением современной теории управления затратами является классификация издержек в зависимости от их поведения при изменении объема производства. Выявленное при таком подходе снижение затрат на единицу продукции при росте объемов производства называется эффектом «масштаба производства». Рассчитанный с его учетом безубыточный уровень производства лежит в основе многих стратегических решений по выходу предприятий из кризиса.

Однако изучение финансовой отчетности таких предприятий (например, формы N 2, где есть результат аналогичного прошлого периода) может показать, что финансовые показатели не улучшились, а ухудшились. Создается своеобразная ситуация – чем больше мы работаем, тем хуже живем, – которая требует от экономистов дополнительных пояснений.

Можно утверждать, что в процессе вывода предприятия из кризиса зачастую включается механизм увеличения (а не уменьшения) издержек на единицу продукции, обусловленный ростом производства. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о росте текущих издержек, а не тех расходах, которые при разработке антикризисной программы изначально планируются как антикризисные инвестиции: маркетинг, освоение новых изделий, покупка оборудования, оборотные средства и т. п.

Причиной является то, что постоянные затраты остаются неизменными лишь внутри релевантного уровня объема производства, в границах которого можно с определенной уверенностью судить о деловой активности предприятия. Существенное изменение объемов производства, например в рамках перехода из «лежащего на боку» завода в рентабельную бизнес-единицу, приводит к значительному увеличению расходов на модернизацию всей системы управления. А они в силу правил стандартной системы бухгалтерского учета относятся к текущим, а не к инвестиционным издержкам.

Можно выделить следующие группы текущих затрат, которые увеличиваются темпами, опережающими темпы роста производства: персонал, ремонт и эксплуатация оборудования и коммуникаций, прочие расходы.

[1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]

 

 

Реклама: