Letyshops

Финансовая отчетность: измерение или анализ?

Лытнев О. Н

Начало в выпусках: #195

О двухуровневой системе внешнего контроля

Возвращаясь к вопросу об инвентаризации активов и пассивов предприятия, переформулируем его. Настолько ли трудоемка разовая работа по пересчету и оценке активов в сравнении с ежедневным трудом счетного и контрольного персонала по классификации и группировке непроверенных данных? Может быть, есть смысл поручить ее выполнение профессиональным оценщикам?

Оплата их услуг в конечном счете ляжет на самих инвесторов, но в данном случае последние хотя бы будут понимать, за что платят. В отличие от ситуации с оплатой аудиторов, которые проверяют правильность записей, но не удосуживаются сверить учетные данные с фактическим наличием и стоимостью активов.

Преимущества такой двухуровневой системы внешнего контроля качества отчетности предприятий заключаются в следующем.

1. Оценка имущества независимой организацией более объективна в сравнении с аналогичной работой, выполненной силами самого предприятия.

2. Профессиональные оценщики в состоянии более точно определить справедливую стоимость активов и обязательств предприятия. Трудоемкость работы по физическому счету и измерению у профессионалов будет значительно ниже, чем у счетного персонала предприятия, за счет использования специфических методов, в том числе статистических.

3. Будут уточнены границы сфер ответственности предприятия, аудиторов и оценщиков. Общая ответственность за содержание отчетов по-прежнему на менеджменте, аудиторы будут отвечать за соответствие отчетов требованиям учетных стандартов, а оценщики за величину справедливой стоимости активов и пассивов в балансе.

4. Инвесторы получат объективную и достоверную информацию о реальной стоимости чистых активов компании. Хотя она имеет мало общего с рыночной капитализацией предприятия или внутренней стоимостью его ценных бумаг, тем не менее она очень полезна для прогнозирования его способности осуществлять непрерывную деятельность.

5. Необходимость согласования других отчетных показателей (прежде всего чистой прибыли) с величиной изменения справедливой стоимости чистых активов (comprehensive income) сократит возможности менеджмента в манипулировании суммами доходов и расходов. Любой расход будет влиять на величину всеобъемлющего дохода независимо от его отражения в отчете о прибылях и убытках.

(Иногда этот термин переводится на русский язык как совокупный доход . По мнению автора, такой вариант может породить ассоциации с валовым доходом или выручкой от продаж. Поэтому в статье используется довольно неуклюжее и не совсем русское выражение всеобъемлющий доход . Представляется, что, несмотря на всю свою корявость, оно более точно отражает суть данного показателя.)

В целом повысится качество отчетности, которая в большей степени станет выполнять функции инструмента измерения, а не анализа, как это происходит сейчас. Сколь угодно подробная и детальная финансовая отчетность сама по себе никогда не решит главную задачу инвестора определение стоимости предприятия и оценку его ценных бумаг.

Анализ фактических данных и прогнозирование будущих денежных потоков предприятия всегда останутся работой инвестора, выполняемой им на свой страх и риск. Максимум того, чем поможет ему в этой работе финансовая отчетность, заключается в предоставлении более достоверных данных, полученных как результат измерения, а не изощренных проводок и расчетов.

Что должен знать акционер

Без ежегодного осуществления оценки справедливой стоимости чистых активов предприятия финансовая отчетность перестает быть объективным инструментом контроля. Она превращается в субъективный аналитический документ, отражающий точку зрения менеджмента, бухгалтерии и аудиторов.

Введение обязательной оценки справедливой стоимости чистых активов не затрагивает основных принципов двойной бухгалтерии, а лишь приводит их в соответствие с реалиями корпоративного управления. Когда у предприятия существует единоличный собственник, самостоятельно управляющий своим бизнесом, двойная запись помогает ему точнее оценить финансовые результаты работы предприятия.

В условиях большого числа акционеров и разделения функций владения и управления должен торжествовать принцип доверяй, но проверяй . Показатель нераспределенной прибыли уже не имеет для акционера корпорации такого же значения, как для единоличного владельца предприятия: свою реальную прибыль акционер получает на вторичном фондовом рынке, у него нет права в любой момент изъять у корпорации сумму прибыли, отраженную в ее балансе.

Поэтому единственным объективным способом контроля акционеров за состоянием дел в корпорации становится ежегодная оценка чистых активов этой корпорации по справедливой стоимости.

Объективные показатели

Чтобы лучше уяснить суть предлагаемых изменений, рассмотрим упрощенный пример. Его цель доказать, что оценка справедливой стоимости чистых активов в сочетании с учетом движения денежных средств позволяет получить объективные показатели доходов и расходов предприятия. При этом не нужны субъективные методы расчета себестоимости и распределения косвенных затрат. Пример иллюстрирует логику финансового учета с позиции инвестора, который отдает предприятию свои деньги:

fo1.gif (925 bytes)

Рисунок 1. Взаимосвязь основных элементов финансовой отчетности

Инвестированные в предприятие деньги в конце концов обретают форму активов, под которыми в данном случае понимаются любые объекты, способные увеличить свою стоимость. Следует подчеркнуть, что для инвестора по большому счету безразлично, каким путем менеджер собирается наращивать стоимость актива и каким образом бухгалтер классифицирует его в балансе: долгосрочные инвестиции или оборотные средства и т. д. В любом случае это будет субъективная оценка.

Данная позиция вовсе не означает, что подобные классификации бесполезны, просто степень их объективности значительно ниже факта расходования денег инвестора. Они могут и должны быть использованы для более подробного разъяснения полученного финансового результата, но измерение величины этого результата возможно и без этих классификаций.

Продолжение в выпусках: #197, #198, #199, #200, #202, #203

 

 

Реклама: