Letyshops

Введение: от модели SSI к модели DDI

Задача инновационного развития экономики стоит в повестке подавляющего большинства развитых и успешно развивающихся стран. Мировая практика в области ускорения инновационного развития исторически складывалась так, что правительства опирались на макроэкономические инструменты (монетарная и фискальная политика), а также рамочные условия (поддержка конкурентных условий, защита предпринимательства, развитие науки, учебные и коммуникационные программы) в целях поддержки рыночного развития и для избежания директивного вмешательства в экономику.

 

При реализации такой модели оборот инновационных товаров и услуг возникает в результате устранения барьеров, мешающих инноваторам, а катализатором инновационного развития служит деятельность по созданию среды/экосистемы для инноваций (модель supply side innovation policy, SSI).

Можно выделить три главных характеристики реализации модели supply side innovation policy /SSI/:

(1) значительная задержка во времени между оказанием поддержки (скажем, образовательной) и получением явного экономического эффекта (например – реализация инновационным предприятием продукции, востребованной рынком),

(2) низкий «коэффициент полезного действия» (КПД) предпринимаемых усилий – лишь малая часть компаний, получивших ту или иную поддержку, окажется в состоянии предложить рынку ценный продукт или услугу,

(3) относительно невысокий размер адресуемой экономики – например, в 2012 году в России весь рынок венчурного капитала (косвенно отражает размер технологической инновационной отрасли) составил немногим более 1 миллиарда долларов, что крайне незначительно на фоне ВВП России в размере 3 триллионов долларов.

В основе модели SSI лежит распространенное представление об инновации как о линейном процессе, возникающем на уровне фундаментальных научных изысканий и развивающемся в рамках прикладных исследований с последующей коммерциализацией. Однако, многие исследователи считает линейную модель инноваций неверной, ибо она не применима к инновационным процессам, в ходе которых новые продукты и услуги, ожидаемые рынком, возникают без значимых исследований. Примером такого рода инноваций служит большинство успешных интернет-сервисов, продукты в иных областях.

(Еще в середине 60х годов Министерство обороны США опубликовало результаты исследования, говорившего, что лишь 0.3% разработок порождены теоретическими исследованиями. Тогда же Министерство торговли выпустило Отчет Чарпи (Charpie report), в котором говорилось, что исследования составляют не более 10% затрат на инновации.

 Модель инновационного развития, ориентированного на спрос (demand-driven innovation policy model, DDI)

Есть и другой подход к политике инновационного развития. Его активно применяют последние 5-8 лет правительства разных стран: от Финляндии и Австралии до Китая и Бразилии.

Этот подход (англоязычный термин: demand driven innovation policy, DDI) предполагает использование более прямолинейных методов развития спроса на инновации: через государственные закупки, отраслевое регулирование, индустриальную и профессиональную стандартизацию, - с реализацией всех инструментов на базе технологических прогнозов (форсайтов).

Такое изменение подхода отражает понимание важности связи между усилиями по созданию среды/экосистемы развития инноваций и реальным спросом на инновационную продукцию.

Модель DDI знаменует собой это переход от линейной модели инновационного развития, сфокусированной на НИР/НИОКР, к более широкому пониманию цепочки создания стоимости, в которую вовлечен инновационный продукт.

Кроме того, перенос внимания правительств на DDI отражает и то, что, по мнению многих экспертов, работа исключительно по линии SSI не приводит к достижению ожидаемого уровня инновационного развития экономики.

Более того, бюджетные ограничения, возникающие у правительств в условиях посткризисной экономики, заставляют отказываться от модели SSI как имеющей низкий «коэффициент полезного действия» и обращаться к модели DDI, сочетающей развитие инноваций с повышением эффективности государственных расходов в приоритетных для правительств направлениях, включая, но не ограничиваясь, социальные – здравоохранение, безопасность, окружающая среда, старение.

«…национальная инновационная система России характеризуется крайне низким по сравнению с ведущими странами спросом на инновации (узость сегмента инновационно активных фирм, низкая доля новой или усовершенствованной продукции и др.). Это обстоятельство является «узловым пунктом», в котором сходятся многие «инновационные» проблемы. Оно, с одной стороны, отражает непосредственную причину низкого уровня этого спроса – предприятия, которые сами не занимаются новшествами, естественно, не предъявляют спрос на новые технологии (продукцию, услуги); с другой, – является следствием переплетения многих факторов, также влияющих на состояние НИС и востребованность инновационных решений. Низкий уровень спроса на нововведения существенно ограничивает как потенциал инновационного роста, так и регулирующие возможности государства. В связи с этим задача расширения этого спроса, внедрения комплекса современных инструментов является ключевой в повестке инновационной политики».

(рабочие материалы проекта Стратегия-2020)

Заслуживает внимания и масштаб рынков, адресуемых инструментарием DDI. Если часть закупок (для примера возьмем только закупки из государственного бюджета) удастся сориентировать на закупки инновационной продукции и услуг, то инновационным компаниям откроется рынок объемом 13 триллионов рублей.

«В 2016-2020 гг. должна быть усилена роль государство как модератора сетевых взаимодействий, инициатора программ частно-государственного партнерства (например, на базе технологических платформ). Его основной заботой должно стать развитие инновационной инфраструктуры; создание понятных и непротиворечивых правил взаимодействия инновационных акторов; смягчение финансовых и отчасти коммерческих рисков; формирование новых и развитие существующих каналов распределения инновационной продукции/услуг, а также совершенствование институциональных механизмов и улучшение среды для инноваций. Особого внимания требуют:

m   институт государственного заказа (расширение портфеля заказов на основе предложений бизнеса, госзакупок продукции инновационных фирм, другие формы);

m   инструменты повышения инновационной активности и диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса;

m   дополнительные рычаги стимулирования спроса на инновации со стороны компаний с государственным участием;

m   меры по выявлению спроса, информированию и обучению потребителей, в том числе в области нетехнологических инноваций, стимулированию потребления инновационной продукции средним и малым бизнесом».

(рабочие материалы проекта Стратегия-2020)

Лучшая мировая практика заключается во взаимодополняющем использовании обеих моделей: SSI и DDI, учете отраслевой специфики при реализации модели DDI и анализе особенностей инновационного развития отраслей при выборе оптимальных механизмов поддержки инноваций.

Так, в фармацевтике, энергетике и производстве материалов инновации происходят за счет новых, прорывных, технологий, а в автомобилестроении, машиностроении и строительстве - за счет новых платформ и стандартов и постепенного, инкрементального, технологического развития.

Выигрыш от внедрения DDI модели

Выигрыш от внедрения DDI модели, как правило:

  • создание новых компаний - поставщиков инновационной продукции;
  • сдвиг приоритетов успешных участников рынка в сторону инновационной продукции;
  • формирование спроса со стороны поставщиков инновационной продукции на продукцию/услуги компаний, образующих экосистему инновационного развития;
  • привлечение внимания инвесторов к компаниям-поставщикам инновационной продукции;
  • снижение цен на инновационную продукцию по причине роста объема ее производства, устранение ценового барьера для распространения инновационной продукции;
  • катализация развития прорывных инновационных технологий, трансформация пользовательских предпочтений.

 

Опыт стран ОЭСР

Активность различных стран ОЭСР (OECD) в части внедрения инструментов поддержки спроса на инновации различна и была проанализирована в рамках опроса, проведенного по заказу ОЭСР: 

Приоритет по 10-балльной шкале

Страна

Высокий (8)

Финляндия, Испания

Средне-высокий (6-7)

Австрия, Корея, Япония, Норвегия, Словения

Средний (4-5)

Канада, Германия, Венгрия, Нидерланды, Швеция

Низкий (1-3)

Дания, Франция, Израиль, Новая Зеландия, США

 

Европейский союз 

Создание сети организаций государственных закупок в рамках инициативы «опережающих рынков»

В рамках инициативы «опережающих рынков» создана сеть организаций государственных закупок с целью создания единых учебных платформ и консолидации опыта. Задача формирования сети продиктована необходимостью обмена опытом об организации инновационных закупок, ибо лишь немногие из европейских закупочных организаций обладают таким опытом. Реализация инициативы по созданию сети показала, что эффективный обмен знаниями может привести к активизации действий со стороны правительств в пользу покупки инновационных продуктов и услуг.

Австралия

Правительственный инновационный фонд «зеленого» автомобилестроения (Green Car)

Фонд был создан для поддержки проведения и коммерциализации исследований в области экологически нейтральных («зеленых») пассажирских автомобилей. Принципиальная позиция фонда – технологическая нейтральность: финансирование получают все виды технологий, относящиеся к целям программы. Такой подход позволяет осуществлять максимально широкое стимулирование инноваций. Со-финансирование грантов со стороны индустриальных игроков является эффективным способом поддержания единства в развитии отраслевых технологий в отрасли, подверженной глобальным вызовам.

Программа «климатической готовности»

Поддержка малых и средних предприятий (МСП) в развитии «зеленых» технологий в рамках исследований или тестовых выпусков продукции (proof of concept) и на ранней стадии коммерциализации. В программе использован гибридный инструментарий поддержки, сочетающий грантовое финансирование и призы победителям объявляемых конкурсов в области исследований проблем изменения климата.

Бельгия

В стране разработан и внедряется «План государственных закупок инноваций для Фландрии», в рамках которого правительственные структуры проводят закупку результатов пилотных (докоммерческих) исследований, выполняемых частными компаниями и лабораториями/институтами. Горизонтальная интеграция закупаемых технологий помогает Правительству идентифицировать общественный спрос и формировать потребность в закупках, расширяя государственную программу закупки инновационных товаров у частных компаний.

Применяемый в рамках реализации «Плана…» механизм «инновационных платформ» способствует активному общению заинтересованных сторон и развитию обмена информацией между представителями спроса и предложения в процессе принятия решений, консультаций и технического диалога. Процедуры закупки пилотных (докоммерческих) исследований должны учитывать правовые обязательства, связанные с контрактами, и быть открытыми и прозрачными для того, чтобы носить недискриминационный характер.

Великобритания

Программа государственной поддержки разработки стандартов в области биометрии

Несмотря на то, что формирование отраслевых стандартов является в Великобритании исключительно частной (рыночной) деятельностью, активное вовлечение правительства в процесс стандартизации обеспечило единый подход в рамках всех правительственных организаций. Усилия правительства в области стандартизации биометрии сыграли значительную роль в создании и развитии новых технологий. Важным акцентом в проекте стало обеспечение доступа МСП к процессу стандартизации как способу передачи и распространения знаний.

Дания

Датская программа поддержки инноваций, управляемых потребителем. Суть программы – предоставление грантов на развитие взаимодействия инновационных компаний с пользователями инновационных товаров.

Опыт реализации программы показал, что выявление потребностей пользователей занимает много времени и не автоматически следует за инноваций. Главная сложность, испытываемая инновационными компаниями, - недостаточное вовлечение высшего руководства и недостаток сотрудничества между различными бизнес-единицами.

Италия

«Зеленый» фонд энергетических инноваций

Новая политика для удовлетворения потребностей МСП и социальных потребностей в области стимулирования инноваций, повышению энергоэффективности и создания рабочих мест. Достижение целей инновационной политики происходит за счет объединения процессов обучения, связанного со спросом, (которое ведет к принятию решений и распределению ресурсов) и поддержки активности элементов инновационной экосистемы, реализуемой в рамках развития предложения инноваций. Поддержка спроса на инновации путем развития знаний является эффективным и действенным инструментом для улучшения экономики и может стать главным методом решения глобальных проблем, таких как изменение климата, создание возобновляемых источники энергии, развитие здравоохранения и повышение занятости.

Корея

Стратегическая политика в области закупок инновационной продукции

Государственная программа гарантий новых технологий: государственные учреждения должны отдавать предпочтение закупкам товаров и услуг малых и средних предприятий, обладающих правительственными гарантиями новых технологий. Гарантии предоставляются тем предприятиям, которые получают государственное финансирование на проведение технологических исследований и разработок. Используемая система обязательной связи поддержки исследований и последующей закупки продукции, полученной в результате таких исследований, демонстрирует значительно более высокую эффективность по сравнению с необязательными рекомендациями. В рамках реализации политики в области закупок инновационной продукции создана система страхования качества и реализован принцип «иммунитета» закупщиков для того, чтобы побудить закупщиков производить закупки инновационной продукции. В процессе реализации стратегической политики в области закупок инновационной продукции определены главные барьеры для расширения закупок инновационной продукции: сложность проверки качества и трудность в ремонте и техническом обслуживании инновационной продукции. Система сертификации и страхования качества/эффективности может быть признана инструментом преодоления отмеченных барьеров.

Финляндия

Финансирование закупок инноваций в государственном секторе.

Подразделения центрального или местного правительства может подавать заявки на финансирование (получение грантов) на разработку и внедрение закупочных процедур по закупке инновационной продукции или услуг. Программа грантовой поддержки закупочных процедур инновационной продукции рассматривается как эффективный инструмент для поиска новых инновационных решений с перенесением акцента на затраты на эксплуатацию в течение жизненного цикла изделий, а не на краткосрочную затрату на первоначальную закупку. Однако, реализация программы показала, что поощрение инноваций через государственные закупки требует решения ряда проблем, которые не могут быть решены исключительно за счет инструментов финансирования (например, отсутствие долгосрочного планирования, нехватка ресурсов, риск неблагоприятных культуры). Дальнейшее развитие программы требует решения ряда проблем: повышение интереса к программе со стороны государственных организаций местного уровня, расширение критериев вовлечения в программу, разработка эффективного диалога рынке с частными компаниями.

Франция

Облегчение доступа инновационных малых и средних предприятий (МСП) к государственным закупкам. Льготный режим для инновационных малых и средних предприятий: 15% малых технологических контрактов зарезервированы для инновационных МСП в течение трех лет.

Одной из основных сложностей в реализации программы стала необходимость защиты конкуренции. Большая часть работы Министерства экономики по реализации программы заключалась в организации диалога между теми, кто отвечает за проведение государственных закупок и теми, кто отвечает за инновационное развитие. Результатом программы является сближение инновационной политики и стратегии закупок и повышение внимания к инновационным МСП.

 

 

 

Реклама: