Letyshops

Менеджмент роста. 2001 год

Опыт успешных российских промышленных компанийИКФ "АЛЬТ" (www.altrc.ru)Опубликовано в журнале "Top-manager" N 1-2 2002 г.
Об этом исследовании. Что такое менеджмент роста | Как проходит исследование | От управления заводом к управлению компанией. Что изменилось за 5 лет | Новые задачи | Компания - это образ мышления | Внутри компании. Слезьте с "дохлой" лошади | Директор - политик и стратег | Менеджмент как наука | Мотивация, амбиции, коммуникации... | Выбирая модель роста или в поисках гармонии. Какая она, гармоничная бизнес-модель? | Вопрос первый: как устроены зарубежные аналоги? | Вопрос второй: скажи мне, кто твой главный конкурент, и я скажу, кто - ты | Вопрос третий - размер компании: по пути ли нам с инвестором? | Вопрос четвертый: если гора не идет к Магомету, идет ли Магомет к горе? | Что дальше? Пора определиться | Настоящая реструктуризация еще впереди | Кадры: молодые, международные...
Вопрос третий - размер компании: по пути ли нам с инвестором?

Самый сложный и, наверно, самый важный момент - соизмерить инвестиционные возможности с потребностями. Почему? Потому, что для этого надо четко сформулировать цели, понять, что хотят собственники и менеджеры. Ответ на этот вопрос определяет еще один параметр бизнес-модели - размер компании, т.е. оборот, масштаб деятельности, количество работников. Компании, которая видит свое будущее на рынке, например, Московского района Санкт-Петербурга или Пермской области, вряд ли нужны масштабные инвестиции. Компании, которая стремится стать национальным или мировым лидером, напротив, вряд ли сможет достичь поставленных целей без крупных вложений. Главное здесь - понять, хватит ли компании собственных средств на развитие. Точнее, понять, при каком сочетании параметров бизнес-модели, компании их хватит.

Хотя стратегия еще четко не определена, для успешных менеджеров совершенно очевидно, что вкладывать надо, и вкладывать много. Нужны средства на новые разработки, продвижение, производство, обучение и т.д. и т.п. Эти вопросы задает себе любой менеджер, не только успешный. Для тех, кто поставил амбициозные цели, эти вопросы стоят наиболее актуально.

Где же взять ресурсы? За счет собственных средств динамично развиваться невозможно, даже если компания работает очень прибыльно. Дело в том, что любой иностранный конкурент в десятки, а то и в сотни раз больше российских компаний. Соответственно, его инвестиционные возможности значительно больше. Значит, нужны внешние источники финансирования. Можно привлечь кредит, однако, крупный кредит все же пока получить сложно, да и условия иногда слишком жесткие, ставки высокие, а проекты теперь не такие рентабельные, как несколько лет назад. Кроме того, получив кредит, ты получаешь только деньги....

По мнению Владимира Михеева, то, что ФОСП длительное время работал по кооперации с ведущими западными компаниями, это как раз есть те инвестиции, которые были важны и сейчас наиболее важны для российских компаний. "Деньги не всегда самое главное, - говорит Михеев. Мы получили опыт, оборудование и знания рынка, логику принятия решений. Конечно, без этого мы ничего бы не сделали. Теперь наша фирма интегрирована в мировое разделение труда. Мы участвуем в ярмарках, выставках, мы покупаем ткани в Париже, мы смотрим, какие коллекции у ведущих конкурентов, что вообще на рынке происходит. Мы все это знаем".

Большинство успешных компаний привлекает стратегического инвестора - около половины компаний, вошедших в исследование, имеют в составе своих акционеров стратегического инвестора. И в 100% случаев, это - зарубежный инвестор. При этом его доля существенно варьируется - от контрольного пакета в "Балтике", "Первомайской Заре" и "Хлебном Доме" до 17% на "Калине". Интересно, что во многих компаниях, где стороннему инвестору не принадлежит контрольный пакет, этим акционером является ЕБРР. Например, на "Калине", "Нижфарме", "Морионе".

На первый взгляд, довольно странно: зачем успешному руководителю делиться собственностью, отдавать полномочия, наконец, получать над собой контролера, который, в принципе, может тебя уволить?

"При проведении реструктуризации мы хотели получить не только деньги, мы хотели технологического партнера: с большим опытом в технологии производства, в оборудовании и т.д." - рассказывает о причинах продажи контрольного пакета акций директор "Хлебного Дома" Валерий Федоренко.

По словам директора "Мориона" привлечение, помимо стратегического инвестора, иностранного портфельного инвестора позволяет привнести мировой опыт ведения бизнеса, его имидж и управленческие ноу-хау: "Такого рода инвестором у нас является венчурный фонд "Квадрига-капитал", то есть ЕБРР. Он много сделал для развития предприятия - так называемые программы развития бизнесаПортфельный инвестор активно заботился о том, чтобы мы были сертифицированы. Одним словом, нас воспитывали общим основам нормального бизнеса. Кроме того, роль портфельного инвестора еще и в том, чтобы сделать предприятие более привлекательным"

На "Первомайской Заре" считают самым важным, что получили от инвестора даже не технологии и ноу-хау, а систему управления процессом создания модели и системой закупок сырья.

Очень важно, как этого стратегического инвестора найти. На "Морионе" с нами поделились технологией: "У нас не было времени. Вот тогда я понял, что для российской hi-tech фирмы главное - найти себе партнёра, имя и репутация которого были бы безупречными. Который увидит в тебе тоже партнёра. Не просто потому, что у вас уровень зарплаты ниже, и поэтому выгодно у вас что-то делать, а увидит в тебе партнёра, у которого есть не до конца ещё размотанный российский капитал". Искать стратегического инвестора надо в той же отрасли, но на смежных сегментах. Яков Вороховский продолжает: "Очень важно, чтобы он не производил то же самое. Очень важно, чтобы этот бизнес друг друга дополнял, а не шёл вразрез Наш партнер выступал на рынке сверхвысокочастотных кварцевых вибраторов, так называемых пьезоструктур. А мы выступаем на рынке умеренных частот. Мы не делаем то, что делает он, а он не делает то, что делаем мы. Наши приборы не конкурируют на рынке, а часто применяются вместе. Часто один и тот же заказчик применяет и те, и те".

Безусловно, ничего плохого нет в ситуации, когда руководитель считает, что обойдется и без инвестора, сможет сам развиваться или привлечь кредиты. Но, нам кажется, что таких компаний очень и очень мало. В том же случае, если компания хочет выйти на международный рынок, она вряд ли сможет обойтись без стратегического инвестора. В общем, те, кто хотят создать большую компанию, ставят перед собой амбициозные цели, готовы делиться собственностью ради развития. "Лучше иметь маленький пакет большой компании, чем большой пакет маленькой компании" - эти слова директора "Балтики" можно назвать своеобразным девизом успешных менеджеров.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17] следующая>>
[вид для печати]
© ИКФ "АЛЬТ"

 

 

Реклама: