Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
Тенденции и перспективы | Взгляд на современное предприятие

Если говорить о перспективных тенденциях, обеспеченных неявными на сегодня потребностями, то нельзя не упомянуть развитие технологий, на которых может держаться конкурентоспособное производство.

Отечественная наука находится на грани уничтожения, "семенной фонд" съеден, но будет восстановлен в той или иной форме при подъеме экономики.

В области краткосрочных частных тенденций можно констатировать, что рынок развивается в полном согласии с классической теорией: сначала осваивается "легкий" бизнес, требующий минимума вложений и имеющий высокую норму прибыли; затем выжившие утверждаются в "трудном" ресурсоемком секторе.

Быстрее всего изменяются новые для страны виды бизнеса. В области выездного туризма, к примеру, первоначально наценки на затраты составляли 40-50%. Почти за год они уменьшились до 10-20%. Фирмы дешевого сектора (шоп-туры) некоторое время "отбивали" дополнительную прибыль на перевозке и растаможивании багажа. Затем конкуренция ужесточилась, что привело к необходимости резко сократить затраты и заняться поиском новых целей.

Кризис ускорил выдвижение на рынок предприятий, производящих товары, предназначенные для конечного потребителя. Заводы все чаще предпочитают обходиться без посредников, развивая систему региональных складов и занимая нишу оптовой торговли.

Естественный сдерживающий фактор такой экспансии - необходимость широкого ассортимента, который предприятия не могут обеспечить, оставаясь только производственниками. Конкурентный ассортимент предусматривает закупку у нескольких поставщиков, что под силу, в основном, специализированным торговым фирмам.

Тенденция образования холдингов по принципу "узких мест", судя по всему, сохраняется. Инициатором, как правило, является торговое предприятие, имеющее гарантированный сбыт и приобретающее постепенно все звенья технологической цепочки: от заготовки сырья до выпуска конечной продукции. Основой становится уникальное по оснащенности или местоположению предприятие.

Неизвестно, насколько устойчивой можно считать тенденцию внутренней оптимизации компаний, наметившуюся в условиях кризиса. Большинство фирм вынужденно пересматривают свою политику и стратегии. Как показывает практика, наиболее вероятно последующее "замораживание" измененных структур до новых масштабных или локальных кризисов.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: