Letyshops

Социометрия, или Как сплотить коллектив

А. И. Голиней
Коммерческий директор компании "Аберкейд Консалтинг"
Неформальные отношения в коллективе | Социометрические исследования

Производство осуществляется в различных организационных формах: завод, фирма, акционерное общество, кооператив и др. Каждый основной коллектив состоит из первичных "ячеек" (бригада, смены, отдел и т. д.), члены которых находятся в постоянном деловом и эмоциональном контакте друг с другом.

Давно доказано, что коллектив - это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория.

Структура, которая отражает служебные взаимоотношения в коллективе, называется официальной (формальной) организацией.

Официальная организация безлична. Правами и обязанностями наделяется не конкретный человек, а любой, кто занимает определенное рабочее место или должность (позицию).

Термин "официальная роль" означает набор действий и стиль поведения человека, занимающего ту или иную должность. Официальные предписания - рамки, внутри которых человек имеет право на выбор действий.

В любом коллективе складываются отношения, которые невозможно отразить в штатном расписании. Возникает неформальная структура, в основе которой - симпатии и антипатии ее участников.

В рамках этой структуры действуют социально-психологические закономерности. Не зная их, руководитель не может хорошо управлять сотрудниками, стимулировать их для выполнения производственных задач.

Известно, что внутригрупповые конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая людей из нормального ритма работы.

Сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов можно достичь. Например, только перемещение сотрудников с учетом их желания работать вместе повышает производительность труда на 10-12%.

Расстановке людей по рабочим местам следует уделять большое внимание. Если между сотрудниками возникают трения, руководитель должен чутко реагировать на это. Перемещение персонала следует осуществлять очень тактично, не афишируя истинную причину перевода.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© Аберкейд Консалтинг

 

 

Реклама: