Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
Бартер | Взятки | Неуплата налогов

Если считать криминальным любое действие организации, нарушающее закон, то российский бизнес криминален сверху донизу.

Вряд ли найдется предприятие, которое хотя бы раз не превысило разрешенную сумму выплат наличными, не задержало на работе сотрудника без дополнительного вознаграждения, не отнесло бы, наконец, затраты на покупку халата уборщику на себестоимость (по "Положению о составе затрат" в себестоимость входит только халат уборщицы, уборщик может купить его из прибыли).

Если не признавать криминальными деяния, нарушающие некоторые законы, то неплохо бы иметь кодекс, разъясняющий, какие именно законы можно нарушать и каким образом.

Общество и бизнес живут по определенным правилам, сложившимся в ходе практики и имеющим весьма отдаленное отношение к законам (так же как персонал фирм работает отнюдь не по должностным инструкциям). Эти правила обусловлены в большей степени необходимостью, чем чьим-то желанием.

Явление под названием "бартер" относится как раз к разряду таких правил. Зарубежный менеджмент знаком с ним и считает полезной практикой, достойной подражания. Правда, при этом имеется в виду использование на уровне юрист - ресторатор (первый дает консультации со скидкой, а второй кормит по себестоимости). В России бартер возник как компенсация неплатежей и благополучно достиг размеров параллельного рынка, охватив все производство.

Одно из основных достоинств бартера - обеспечение непрерывности поставок. Завод может остаться совершенно без средств, задолжать в бюджет, но он не остановится, пока будет получать сырье за отгруженную продукцию.

Деньги в бартерной операции практически не играют роли. Если все банки закроются, для торговых организаций это конец, а производство выживет, так как доля бартера в движении его активов может достигать 98% (цифра из реального баланса).

Особенность бартера - в "виртуальности" цен на отгружаемую продукцию. Как правило, прямая связь с "денежной" ценой отсутствует.

При исследовании рынка линолеума в России, выяснилось, что отечественный линолеум уступает импортным аналогам по качеству и цене, но, тем не менее, вполне конкурентоспособен.

Дело в том, что основной потребитель линолеума - строительные организации, которые приобретают его по бартеру. Зарубежные конкуренты могут сколько угодно биться за маленькую нишу частного потребителя, но самое высокое качество и большие скидки не позволят им выйти на широкий рынок, пока они не начнут принимать в уплату кирпич. (Возможно, к положительным качествам бартера стоит отнести защиту отечественного производителя?)

Реально в России существует два рынка: товарно-денежный и товарно-товарный, причем последний значительно объемнее.

"Виртуальность" цен приводит к двум следствиям. Во-первых, за эскалацию стоимости бартерной продукции в конце концов кто-то должен платить. Если продавать по завышенной "кирпичной" цене линолеум, то дорогой кирпич тоже кому-то придется купить, и вряд ли он купит его за деньги.

Частично проблему решает конечный потребитель, приобретая, допустим, квартиру, построенную из "бартерного" кирпича. А если вспомнить, что те же квартиры (и многое другое) могут пойти в зачет бюджету, проблема решается полностью.

Во-вторых, при "виртуальных" ценах возможен только "виртуальный" учет. Составление бухгалтерского баланса и в "денежных" случаях нередко ближе к искусству художника, чем фотографа, а уж не получить в нем нужных цифр при учете многозвенных бартерных цепочек - для этого нужен гениальный бухгалтер.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: