Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
Менталитет | Ориентиры, старые и новые | Социальная этика бизнеса

Российский менталитет стал универсальным оправданием для неудачных внедрений "правильных" теорий. Ему действительно нельзя отказать в праве считаться важнейшим фактором бизнеса. Однако этот фактор не так изменчив, как, например, потребительский рынок или налогооблагаемая база. Менталитет формируется годами. Ошибиться в его учете можно, только если его полностью игнорировать.

Какие же особенности российского менталитета можно считать существенными для бизнеса?

В одном мы, вероятно, ближе к азиатам, чем к европейцам: клановость и родственные связи для нас важнее, чем эффективность и целесообразность.

Большинство руководителей скорее готовы назначить, например, менеджером по рекламе брата жены своего шофера, чем человека "с улицы", который "ничем себя не зарекомендовал и неизвестно, что собой представляет".

Логичное обоснование, разумеется, есть: за вновь принятого человека в каком-то смысле отвечает работающий в фирме родственник. Тот факт, что профессиональные качества кандидата тоже могут быть важны, отходит на второй план.

Другая особенность - повальная тенденция считать прибыль сначала в чужом кармане, а потом в своем. Трудно сказать, сколько обоюдовыгодных сделок расстраивается по этой причине. Даже если других вариантов нет и не будет, договаривающаяся сторона может, например, не продать товар только потому, что другая на этом "слишком много заработает".

Есть довольно злая иллюстрация из категории "народной мудрости", гротескно отражающая эту особенность. Говорят, что если у европейца сосед построил дачу, он будет работать больше, чтобы построить такую же; наш человек спалит дачу соседа.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: