История бухучета с древнейших времен
|
Андрей Егорихин |
Предпосылки бухучета | Цифры и другие сложности | Учет в Месопотамии, около 3500 до н. э. |
За 5000 лет до появления системы двойной записи в Междуречье процветали Ассирийская, Вавилонская и Шумерская цивилизации, чьи коммерческие документы являются древнейшими. Долина между Тигром и Евфратом (на территории современного Ирака) была идеальной для сельского хозяйства. Село процветало, и в городах и прилегающих районах Междуречья развивалась индустрия услуг и производство. Вавилон и Ниневия стали региональными центрами бизнеса, а вавилонский язык получил статус официального в экономике и политике на всем Ближнем Востоке. В Междуречье было несколько банковских домов, которые по золотым и серебряным стандартам выдавали кредиты под сделки. В ту эпоху (до 500 г. до н. э.), Шумер был теократическим государством, и его правители от имени богов распоряжались большей частью земель и скота. Это стимулировало ведение учета. Знаменитые Законы Хаммурапи, принятые в Вавилоне в 23 веке до н. э., в частности, требовали, чтобы торговый агент, продавая товар по поручению владельца, предоставлял последнему справку о цене сделки. В противном случае их договор автоматически расторгался. Судя по всему, обе стороны вели учет большинства сделок. Роль сегодняшнего бухгалтера в Междуречье исполнял писец. Он не только занимался учетом, но и обеспечивал соблюдение подробных требований закона к заключаемой сделке. В храмах, дворцах и частных фирмах трудились сотни писцов. Эта профессия считалась престижной. Заключая сделку, стороны, как правило, обращались к одному из писцов у ворот города и излагали ему суть договора. Писец брал кусок специально заготовленной свежей глины, которой придавалась форма таблицы соответствующего размера (в зависимости от сделки), и остро заточенной деревянной палочкой писал на ней имена сторон контракта, наименование товара, суммы, обязательства сторон и иные обстоятельства дела. Далее стороны "подписывали" таблицу, прикладывая свои печати. В эпоху массовой неграмотности "подпись" носили на шее в виде каменного амулета с выгравированным знаком владельца, с ней же людей и хоронили. Часто печать содержала имя и религиозные символы владельца, например изображения и имена богов, которым он молился. Скрепив сделку печатями, писец просушивал таблицу на солнце (или в печи, если речь шла о важной долгосрочной сделке). Иногда на таблицу накладывали конвертиком второй слой глины, толщиной с корку пирога - дополнительная мера безопасности. На этой внешней "корке", как под копирку, дублировались все данные сделки. Оригинальный документ внутри невозможно было изменить, не взломав "конверта". Продолжение в следующем выпуске |
Продолжение в выпусках: #152 | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | |
[вид для печати] | ||
© А. Егорихин |