Letyshops

Оптимизация инвестиционной стратегии на предприятии

Трояновский В.С.
Фонд "Институт прямых инвестиций"
Конференция "Роль аналитика в управлении предприятием", Москва, 29 июня 2001 года.
Оптимизация портфеля | Две большие разницы | Тонкий подход

Существующая методика оценки стоимости проекта (NPV) основана на дисконтировании денежных потоков. Фактор дисконтирования выбирается путем сравнения данного проекта с альтернативными инвестициями, несущими сопоставимый риск.

Измерителем риска, как правило, служит коэффициент B - вычисляемая по историческим сведениям величина, которая характеризует размах колебаний доходности и ее согласованность с рынком. Логическая цепочка такова: B - дисконт (d) - PV. Учет риска в схеме упрощен: риск характеризуется единственным параметром d.

Достаточно ли такого описания? В большинстве случаев - да. Хотя существуют и исключения.

Рассмотрим один из учебных примеров (Брейли, Корпоративные финансы). Пусть инвестиционный проект состоит из двух стадий: стадии исследования (100 000 долларов, экспертно установленная вероятность успеха - 10%) и стадии производства (дисконтный фактор - 30%, NPV = 2 млн. долларов).

Если дисконтировать денежный поток по единой ставке (соответствующей стадии с максимальным риском, в данном случае - 90%), результатом будет заведомо отрицательный NPV. Таких проектов существовать не должно. Однако все развитие high-tech индустрии происходит именно по этой схеме.

Корректный подход: рассчитывается математическое ожидание NPV, то есть NPV = - 90% х 100 000 + 10% х 1 900 000 = 100 000.

В данном примере мы имеем дело с проектом, у которого отдельные стадии существенно различаются по степени риска. При анализе мы "незаметно" перешли от языка "макроописания" риска (как на фондовом рынке) на язык "микроописания" - стандартного статистического анализа, который оперирует такими понятиями, как математическое ожидание, дисперсия, функции распределения вероятностей и др.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #148
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© ИКФ "АЛЬТ"

 

 

Реклама: