Letyshops

Стратегии выхода

Цели | Масштабы изъятия инвестиций | Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций | Выкуп управляющими (MBO) | Финансирование выкупа | Контрольное задание | Ответы на контрольное задание | Модуль 5 - Резюме

Изъятие инвестиций может быть по-простому описано как продажа организацией ее части другой стороне. Оно может быть внутренним, таким как закрытие части программы национализации, или же внешним - продажей части предприятия. Рис. 17.1 представляет весь спектр изъятия инвестиций.

Тип Разделение собственности Относи- тельная частота Новая форма собственности
(1) Договор о франшизе. Полное; ограниченный период. Высокая. Дочерняя или независимая компания.
(2) Передача подрядов. Полное, однако сохраняются торговые связи. Высокая. Дочерняя компания.
(3) Продажи. Полное; обычно постоянное. Малых - высокая;

часть серии

Больших - в зависимости от кризиса.

Дочерняя компания.
(4) Выкуп управлением/ выкуп за счет заемных средств. Обычно полное и постоянное; материнская компания может оставить за собой долю в капитале. Малых - высокая;

Больших - все возрастающая в Велико- британии; высокая - в США.

Независимая компания.
(5) Отделение/ разделение. Скорее разрыв, чем разделение; может включать дробление собственности; обычно постоянное. Малых - высокая, особенно в передовых технологиях, где управляющие получают долю акций. Псевдо- независимая компания.
(6) Обмен активами/ стратегическая торговля. Полное, а обмен не ведет к изменению размеров материнской компании. Необычная; небольшие обмены активами возникают при анти- трастовых изъятиях;

крупные обмены средств добровольны.

Дочерняя компания.

Рис. 17.1 Спектр изъятия инвестиций

Источник: Coyne, J & Wright, M (1989),

An Introduction to Divestment: The Conceptual Issues, in Reading on Strategic Management ed by David Asch and Cliff Bowman, MacMillan, London

Мы вкратце рассмотрим каждый вид изъятия инвестиций.

Договор о франшизе: Может быть лучшей возможностью для изъятия инвестиций и обычно представляет собой некий вид соревнования за исключительное право выпускать товар или услугу фирмы в конкретной области и на данный период. Мы рассмотрели договор о франшизе в качестве международной стратегии в блоке 15.

Передача подряда: Схожа с договором о франшизе в том, что фирмы участвуют в торгах на право производства услуги. Отличие состоит в том, что после продажи предприятия продавец требует от него поставки определенного количества товаров/услуг по имеющейся цене и в течение определенного периода времени. Контрагент приобретает на период действия контракта монопольное положение. Такой вариант может давать эффект масштаба. Он хорош, потому что компания может "отделаться" от той части своих операций, которые она не желает вести внутри своей структуры, но хотела бы оставить за собой выгоды владения ими.

Продажа: Это обычное соглашение, которое включает в себя продажу материнской компанией принадлежащего ей предприятия другому и, таким образом, разделение всех связей. Подобные действия могут вовлекать подразделения, размеры которых по сравнению с материнской компанией невелики, и могут осуществляться путем серии изъятий инвестиций, единичного изъятия инвестиций или крупномасштабной продажи.

Выкуп управлением/выкуп за счет заемных средств: В настоящее время это очень популярный вариант действий. Он подразумевает ситуацию, в которой значительная часть компании продается ее руководству или объединению учреждений. Материнская компания может сохранить за собой на короткий или средний срок долю в капитале, которая обычно равна сумме отсроченных платежей.

Отделение/разделение: В этом случае не возникает вопроса о немедленном и полном владении. Часть материнской компании становится стратегическим юридическим лицом, но, в большинстве своем, продолжает принадлежать прежним акционерам материнской компании. Отделенная часть может рассматриваться как псевдонезависимая, так как она все-таки может сама определять собственную структуру управления и иметь собственные финансы.

Обмен активами/стратегическая торговля: В этом случае передача собственности существует в форме обмена некоторых активов одной компании на некоторые активы другой компании. В данном случае необходимо наличие соответствия между тем, что компания имеет и хочет продать, и тем, какую часть предложенного может принять другая компания, и наоборот. Масштабность такого варианта ограничена в связи с необходимостью соответствия.

Существует множество причин, по которым происходит изъятие инвестиций. Они могут быть разделены на оборонительные и наступательные. Наступательные являются предвосхищающими в ожидании надвигающегося события (например, нет ни одного члена семьи, кому могло бы перейти в руки предприятие). Оборонительные являются обратной реакцией и требуют от организации ответа на происходящие события. BAT является примером предприятия, которое продает подразделения для того, чтобы избежать нежелательного внимания со стороны "хищника".

Задание

Приведите четыре наступательные и четыре оборонительные причины для изъятия инвестиций.

Наступательные причины:

  • мобилизовать значительные денежные средства для оборотного капитала;
  • повысить прибыль на инвестиции организации;
  • перенацелить все предприятия, изымаемая часть больше не нужна;
  • компания может быть семейной без дальнейшего семейного наследования;
  • технические изменения требуют вклада больших ресурсов, чем компания желает или способна вложить;
  • прибыль ниже, чем у других стратегических хозяйственных единиц (SBU) и возможны лучшие варианты.

Оборонительные причины:

  • компания не соответствует и не может соответствовать стандартам прибыльности;
  • необходимо продать подразделение, чтобы избежать банкротства;
  • контроль управляющих над изымаемым предприятием стал слишком сложным;
  • необходимо продать, чтобы избежать риска: дальнейшее расширение подразделения может происходить на таком уровне, с которым компания не хочет иметь дело;
  • необходимо продать часть, чтобы избежать приобретение компании "хищниками";
  • доля рынка недостаточна
<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7][8] следующая>>
[вид для печати]
© ЗАО "Аскери-АССА"

 

 

Реклама: