Уровень конкурентной борьбы Борьба между имеющимися конкурентами тоже важна и заслуживает рассмотрения как часть структурного анализа. В конце концов, интенсивность борьбы является важнейшей структурной особенностью, определяющей природу конкуренции в данной отрасли производства. Борьба обычно возникает в связи с тем, что конкуренты ощущают давление или же видят возможность улучшения своего положения в отрасли. Портер выделяет ряд взаимодействующих структурных факторов, которые ведут к интенсивной конкуренции. - Существование сбалансированных конкурентов: Когда конкуренты имеют равные характеристики, существует опасность жесткой конкуренции.
- Существование на рынке "медленного роста": В медленно растущих рынках конкуренты утверждают себя на них в качестве лидеров.
- Высокие постоянные затраты: Высокие постоянные затраты оказывают сильное давление на все фирмы при задействовании существующих производственных мощностей. Это вызывает быстрое снижение цен при наличии свободных мощностей. Такая ситуация может привести к войне цен и низкой прибыльности операций.
- Необходимость в индивидуализации продукции: Индивидуализация продукции ведет к преимуществу в конкуренции и защищает организацию от соперников в связи с тем, что покупатели отдают предпочтение конкретным продавцам. Ясно, что при отсутствии дифференциации продукта тяжело предотвратить метание покупателей между конкурентами.
- Существование серьезных препятствий для выхода: Препятствия для выхода - это экономические, стратегические, физические и эмоциональные факторы, которые удерживают организацию в деле, если даже она, возможно, получает малую или даже отрицательную отдачу от вложений.
Задание Какие препятствия для выхода могут существовать? Могут существовать следующие возможные препятствия для выхода: - Специализированные активы: Высокоспециализированные активы имеют низкую ликвидную стоимость.
- Постоянные затраты выхода: Могут включать расходы на переоформление трудового соглашения и т.д.
- Стратегическая взаимосвязь: Связь между этим и другими аспектами деятельности в организации в свете образа компании, продажной способности и т.д.
- Эмоциональные препятствия: Нежелание руководства принимать удачные, весомые экономические решения из-за его солидарности с делом, лояльности к служащим, гордости и т.п.
- Правительственные ограничения: Нежелание правительства разрешить выход в связи с опасениями воздействия, которое он может оказать на конкретный регион или общество.
В целом, это основные силы, действующие в конкурентной среде. В широком смысле, они дают нам понимание тех аспектов, которые необходимо учитывать организации при попытке провести структурный анализ/аудит ее конкурентной среды. Мы рассмотрим некоторые другие методы, которые могут быть использованы для определения конкурентной позиции организации в следующем блоке. |