Letyshops

Поговорим о финансовой грамотности

Дэвид Шерман, Дэвид Янг
Проблема с мировым значением | Цена безграмотности

В марте 2000 г. компания MicroStrategy, производитель ПО для Интернета, официально пересмотрела свои отчеты за 1998 и 1999 финансовые годы. Изменения в правилах признания доходов превратили 12,6 млн. долларов общей прибыли в убыток свыше 34 млн. долларов.

За один день акции компании упали в цене на 62%, что соответствовало потере 12 млрд. долларов рыночной стоимости. За следующие два месяца цена понизилась от 333 до 30 долларов за акцию. К этому времени компании было предъявлено три групповых иска от акционеров, а SEC начала расследование, связанное с MicroStrategy и ее аудиторами. [Hilzenrath 2000, Norris, Schroeder].

Как аудиторы фирмы и ее руководство, не говоря уже о Комиссии по ценным бумагам и биржам, допустили представление ложных финансовых данных в одной из наиболее сложных, строго регулируемых и кодифицированных систем финансовой отчетности в мире? А ведь тревожные симптомы были.

Центр финансовых исследований и анализа (организация, которая оценивает корпоративные методы работы с отчетностью) уже в октябре 1999 г. обнародовала доклад, где усомнилась в правильности учета доходов в MicroStrategy (в марте 2000 г. это сообщение обсуждалось в Forbes). В том же году SEC предупреждала компании о недопустимости манипуляций с учетом и составления "липовой" финансовой отчетности, уделив особое внимание проблеме учета доходов.

Проблемы с финансовой отчетностью недешево обходятся многим предприятиям. Производитель компьютеров Kendall Square Research (KSR) также был вынужден пересчитать свою прибыль, в результате чего сумма убытков выросла с 4 млн. долларов до 14 млн., а стоимость акций упала на две трети. Следствием стали судебные тяжбы, уход руководителей, недоверие инвесторов и клиентов, что привело компанию к банкротству в 1994 г.

Другой пример - компания Unify. Из-за недобросовестного учета доходов капитал компании уменьшился с октября 1998 г. по декабрь 1999 г. на 25 млн. долларов, достигнув 750 млн., а в августе 2000 г. составил уже только 72 млн.

Многие поколения компаний манипулируют в балансе доходами, но рост е-коммерции и Интернета дал этим играм новый импульс. В производстве, где прибыль приходится ждать годами, рост продаж становится объектом пристального внимания инвесторов. Компании могут собирать на рынке огромные капиталы, просто обещая прибыль на продаваемые акции. Следовательно, когда компании типа MicroStrategy признают, что их доходы меньше, чем ожидал рынок, последствия для стоимости акций могут оказаться плачевными.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #126, #127, #128, #129, #130, #131, #132, #133, #134
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Дэвид Шерман

 

 

Реклама: