Letyshops

Оценка бизнеса. Системный подход

Павловец В.В.
Окончание.
Системный подход в оценке бизнеса | Стоимость системы и стоимость элементов | Системный подход в оценке корпорации

Оценка корпорации с позиций системного подхода строится аналогично оценке предприятия с учетом возможных состояний корпорации как системы. При таком подходе возможны следующие варианты:

  • корпорация (система) оценивается целиком в существующем состоянии;
  • корпорация (система) оценивается с учетом внесения определенных изменений;
  • корпорация (система) оценивается с учетом ее ликвидации.

Поскольку оценка стоимости корпорации основана на предположении о том или ином возможном состоянии корпорации, необходимо рассмотреть существующие варианты возможной продажи корпорации и сопоставить их с видами стоимости.

Вариант продажи корпорации целиком (без нарушения системы). Соответствует обоснованной рыночной стоимости корпорации.

Продажа или приобретение одного или нескольких элементов системы (предприятий) - сама система при этом не разрушается, а трансформируется. Соответствует обоснованной рыночной стоимости корпорации с учетом предполагаемых изменений.

Продажа всех элементов системы (предприятий) с разрушением системы - ликвидация системы. Поскольку корпорация является системой второго уровня, то ликвидация корпоративных связей (уменьшение количества элементов до единицы) и является ликвидацией самой корпорации.

Виды стоимости в применении к корпорации приобретают следующий смысл.

Обоснованная рыночная стоимость корпорации - это стоимость всех элементов корпорации как независимых компаний плюс системный эффект второго уровня (корпоративный эффект), то есть сумма стоимостей предприятий как систем элементов плюс системный эффект второго уровня.

(6), где:

- обоснованная рыночная стоимость корпорации;

- сумма стоимостей предприятий как систем элементов.

Ликвидационная стоимость корпорации равна стоимости корпоративного центра (материнской компании) как отдельного предприятия, при том что корпоративные связи уничтожены (акции и/или доли участия компаний членов корпорации проданы).

(7), где:

- стоимость корпоративного центра (материнской компании) как отдельного предприятия, при том что корпоративные связи уничтожены.

Оценка корпорации с позиций системного подхода требует определения двух видов стоимости корпорации: обоснованной рыночной стоимости и ликвидационной.

Вид стоимости будет отражать два альтернативных способа использования корпорации с целью получения дохода: использование как действующей системы и реализацию элементов в качестве отдельных активов. Стоимости могут послужить для таких целей собственника, как обоснование цены купли-продажи и установление размера выручки при упорядоченной ликвидации. Сравнение стоимостей будет являться основной информацией при принятии решения о способе распоряжения собственностью.

Полученные стоимости дают возможность рассчитать корпоративный эффект, отражающий качество работы системы. Определение корпоративного эффекта может стать дополнительным стимулом к проведению оценки корпорации и представлять отдельный интерес, не меньший чем стоимость, для собственника (-ов) корпорации. Дальнейшая интерпретация составляющих корпоративного эффекта позволит найти слабые звенья корпорации и оптимизировать ее структуру.

Начало в выпусках: #110
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© Павловец В.В.

 

 

Реклама: