Letyshops

Принципы учета затрат

Светлана Сергеенко
loreley@rinet.ru
При подготовке материала были использованы материалы фирмы PLAUT. Также автор выражает благодарность Венской Высшей Школе Финансов, Расчетов и Налогов.
Немного лингвистики | Учет общих затрат (Overhead Management)

Оперативное управление предприятием осуществляется с помощью учета общих затрат (Overhead Management). Инструментом является учет затрат по видам и центрам возникновения.

В учете общих затрат используются следующие объекты: виды затрат, центры возникновения затрат, виды выработки и внутренние заказы.

Затраты по своей структуре отвечают бухгалтерским затратам. Они описывают, какие издержки понесены или должны быть понесены. Выделяются прямые и косвенные издержки, а внутри общих - первичные и вторичные.

Прямые издержки могут быть прямо отнесены на конкретный объект. К этой категории относятся, в первую очередь, материалы и заработная плата производственных рабочих. На практике последнюю относят к косвенным издержкам и рассчитывают в центрах возникновения затрат. Причина - желание руководителей центров показать в расчетах зарплату всего приписанного этому центру персонала. Прямые издержки всегда первичны.

Косвенные издержки не могут быть напрямую отнесены на конкретный объект или процесс. Они относятся на центры возникновения затрат и оттуда распределяются. Косвенные издержки могут быть как первичными, так и вторичными.

К первичным относятся издержки, которые впервые появились в учете затрат (например, заработная плата, услуги третьих лиц, материал). Некоторые из них отражаются в учете затрат по иной стоимости, чем в бухгалтерском учете. Они называются расчетными издержками (расчетное списание ОС, расчетные проценты). Некоторые виды издержек необходимо разграничивать по периодам времени. Примером могут послужить косвенные затраты на рабочую силу.

Вторичные издержки - это издержки, которые в учете переносятся с одного объекта на другой. Поскольку они переносятся, а не возникают заново, вторичные издержки не отражаются в финансовой отчетности.

Центры возникновения затрат - это места понесения издержек. Они должны быть замкнутыми центрами ответственности. Если выработка затрат переносится в другие области учета (например, в расчет факторов издержек или финансовую отчетность), центры затрат называются первичными, при переносе выработки на другие центры возникновения затрат - вторичными.

Виды выработки - это единицы, в которых измеряется выработка центров возникновения затрат. Существование центра возникновения затрат имеет смысл только тогда, когда речь идет о производственной деятельности. В противном случае этих издержек можно было бы избежать. Виды выработки, переносимые на другие центры возникновения затрат, называются вторичными, а используемые при работе с отдельными объектами затрат, процессами и при анализе результатов, - первичными.

Внутренние заказы - это временно используемые объекты. Они собирают издержки одноразовых мероприятий (крупный ремонт, выставка), что позволяет разграничить затраты по времени или по смыслу. Различают несколько видов внутренних заказов:

  • единичные заказы отражают издержки одноразовых мероприятий, например инвестиционных проектов или развития производства. С завершением проекта исчезает и внутренний заказ;
  • длительные заказы служат для временного разграничения периодически возникающих издержек. Например, здесь можно отражать периодические расходы на ремонт. Ежемесячно определенная сумма переносится с временного счета на центр возникновения затрат "здание", одновременно на этом счете накапливаются издержки, возникающие от случая к случаю. Это позволяет избежать скачков издержек, при этом информацию внутренних заказов в любой момент можно увязать с отчетностью;
  • стандартные заказы служат для смыслового разграничения расчетных издержек. Сюда относится разграничение в пределах центров возникновения затрат (например, разграничение расчетного и бухгалтерского списания), разграничение процентных добавок в учете объектов затрат (например, вспомогательные материалы), а также разграничение других единичных издержек продажи (например, транспортных).

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #102, #103, #104, #105
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Светлана Сергеенко

 

 

Реклама: