Letyshops

Сторожевые псы или комнатные собачки?

Стефен Барр
Продолжение.
Надо чаще встречаться? | Неприкасаемые | Камо грядеши?

Улучшить отношения между аудиторским комитетом и аудиторами, которые, как выразился бывший председатель SEC г-н Hills, "исторически никогда не общались", - основная цель рекомендаций совета. В десяти пунктах внешних аудиторов призывают отчитываться перед комитетами, а не перед руководством компаний. От фирмы-аудитора ожидают более содержательных бесед с комитетом о состоянии бухгалтерского учета в компании, а также о выполняемой для нее неаудиторской работе. Конечная цель - стимулировать диалог, особенно - не затрагивающий руководителей.

По мнению аудиторов Большой пятерки, главная помеха таким отношениям - отсутствие времени у комитетов по аудиту на то, чтобы сделать работу действительно эффективной. Партнер по вопросам аудита компании Ernst & Young Том Милан (Tom Milan) считает, что лучшие комитеты используют должностные инструкции совета и отводят достаточно времени на выполнение всех обязанностей. Комитет собирается накануне общего совещания, заранее, и после официального обсуждения встречается отдельно с внешним аудитором, внутренним аудитором и руководством, чтобы не оставлять нерешенных вопросов.

К сожалению, очень многие комитеты собираются крайне редко. Из 150 компаний, изученных нашим журналом, чаще всего проводил совещания совет по аудиту корпорации 3Com (11 раз в год). Именно в это время SEC подвергла критике практику учета в компании.

В 50 компаниях аудиторские комитеты провели за предыдущий год всего одно-два совещания. "С учетом уровня сложности и риска, думаю, что от одной-двух встреч в год вряд ли есть какой-нибудь толк", - говорит Dana Hermanson, директор исследований в Центре корпоративного управления и профессор бухучета в Университете Kennesaw, штат Джорджия.

"Нам, наверное, надо бы собираться почаще", - признает James Ticehurst, финансовый директор Verity Inc. "Впрочем", - добавляет он, - "на частых встречах больше говорильни, чем дела". По его мнению, фирма-производитель ПО из Sunnyvale (Калифорния) с точки зрения учета "кристально чиста".

Однако SEC хочет, чтобы аудиторские комитеты слышали такие заявления от аудиторов, а не от руководства. В одной из рекомендаций совет предлагает аудиторским комитетам изучать качество бухучета компании, его "приемлемость" и степень "агрессивности или консерватизма", а затем отчитываться о результатах. "Это ляжет бременем на внешних аудиторов", - говорит Borelli из Marsh & McLennan, - "а они от этого нервничают".

Barbara Hackman Franklin вспоминает, что, когда она просит аудиторов охарактеризовать практику учета в компании, те охотнее рассказывают о консервативных, чем об агрессивных методах. Она полагает, что рекомендации SEC помогут "выкурить агрессивность из норы".

Согласно другой спорной рекомендации, аудиторские комитеты должны требовать от фирмы - внешнего аудитора документ о неаудиторских или консалтинговых услугах, оказанных компании. Franklin утверждает, что просит такую информацию уже несколько лет. По правилам компании, где она возглавляет аудиторский комитет, плата за консалтинг может превышать 50% от среднегодового дохода менее трех лет подряд. "Надо сначала выяснить, когда консалтинга слишком много, а уж потом ограничивать независимость аудиторов", - объясняет Franklin.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© CFO

 

 

Реклама: