Letyshops

Западные бухгалтерские фирмы после финансового кризиса в России

Томас Тэйлор и Джек Уилкерсон, мл.
Окончание.
В кратком изложении
Почему они не уходят? | Реформа бухгалтерского учета | Заглядывая вперед

Согласно общему мнению западных предпринимателей, притоку капитала в Россию мешает отсутствие четкой системы бухгалтерского учета. Хотя пропасть между западными и российскими стандартами в этой области постепенно сокращается, структура бухучета в России, по словам одного руководителя фирмы, все еще "основана на наличности, налогах и законодательстве. Правительству важнее налоговые законы, чем реформа бухгалтерского учета". Обязательный бухучет в России ориентирован преимущественно на налоговые органы. Его цель - документально подтвердить соблюдение законов, а не подвести реальные финансовые итоги. Даже на аукционах по приватизации госпредприятий финансовые документы часто оказывались бесполезными.

Руководители западных бухгалтерских фирм единодушны в том, что подлинный прогресс связан с серьезной реформой бухучета в соответствии с IAS. Поскольку правительство больше озабочено налоговой дисциплиной, движение к IAS будет медленным. Прозрачность отчетности имеет важнейшее значение для любых серьезных иностранных инвестиций в предприятия России и других регионов бывшего СССР.

Карл Йоханссон (Karl Johansson), партнер Ernst & Young в Москве, помог нам организовать встречу с Дональдом Бескиным (Donald Beskine), директором Международного центра по реформам бухгалтерского учета (ICAR) в Москве. ICAR - неправительственная некоммерческая организация, цель которой - повлиять на реформы российского бухучета в духе международных стандартов бухучета и аудита.

По данным Бескина, за несколько лет произошло значительное сближение российских и международных стандартов бухучета (в области аудиторских стандартов успехи меньше). В период с 1994 по 1996 год Министерство финансов РФ издало четыре распоряжения, ориентированные на IAS. В марте 1998 года вышло правительственное постановление о начале масштабной программы по реформированию российского бухучета, основные задачи которой:

  • обеспечить предоставление пользователям, в первую очередь инвесторам, адекватной финансовой отчетности;
  • следовать духу IAS, учитывая особенности России;
  • развивать действенные саморегулирующиеся организации бухгалтеров и аудиторов, добиться вступления представителей России во всемирные бухгалтерские организации, использовать ICAR.

В мае 1999 года МФ РФ издало Приказ № 364, разрешающий готовить консолидированную финансовую отчетность не на основе инструкций МФ, при условии, что отчетность соответствует IAS и содержит пояснения по всем расхождениям с положениями МФ. (Заметим, что Приказ № 364 ограничен консолидированной отчетностью. По мнению Бескина, пока это так, надо разрешить малым и средним компаниям следовать Четвертой директиве Евросоюза, которая в основном соответствует IAS).

Несмотря на стремление государства осуществить обдуманное реформирование российского бухгалтерского учета, сделать это не так просто. Бескин говорит, что соблюдать принцип "содержание важнее формы" трудно или непрактично, "так как другие элементы положения о бухучете требуют основывать учетные записи строго на документальных свидетельствах. Следовательно, хотя это положение опубликовано более двух лет назад, оно не оказало значительного влияния".

Однако если последовательно предпочитать содержание форме, это мешает применять принцип учета по поставке и реализации: все еще можно тянуть с регистрацией сделки, "если какие-либо документы не получены или несвоевременно заверены". Кроме того, условия конца года (year-end provisions) по-прежнему не разрешены для возврата товаров, рекламации, тяжб на рассмотрении, снижения стоимости неквотированных инвестиций и т. д.

В отчете об 11 сессии Консультативного совета по иностранным инвестициям (Москва, октябрь 1999 года) ICAR представил доклад "Об основных вопросах реформирования бухучета", в котором говорится: "По мнению ICAR, изменений, произошедших в период с 1998 по 1999 год недостаточно и многое еще предстоит сделать, чтобы российская реформа бухучета помогла российским предприятиям представлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами". Далее в документе приводятся меры по углублению реформ и устранению препятствий на их пути.

Дональд Бескин считает реформу российского бухучета принципиально важным политическим фактором. И если еще недавно, этот вопрос не был в числе основных на повестке дня Министерства финансов, то впоследствии ситуация изменилась. Сближение российских принципов бухучета и IAS характеризует возможные изменения в экономике, призванные способствовать притоку иностранного капитала и реструктуризации промышленности.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© CPA

 

 

Реклама: