О стилях и классах: Реальность и мифология компьютерных систем управления предприятием
|
Игорь Карпачев менеджер отдела управленческого консультирования "Делойт и Туш СНГ" ikarpachev@deloitte.ru |
Продолжение. |
(В статье использованы цитаты из книги М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). |
"Ох, уж эти сказочники!.." | Еще немного мифов о системах | Чудес не бывает |
Миф . "Система "Ежик и Кролик" работает для всех типов предприятий и производств". Если это так, то она, скорее всего, относится к локальным или финансово-управленческим системам, потому что требования к бухгалтерскому учету или управлению отдельными локальными функциями от предприятия к предприятию различаются незначительно. Для комплексных систем управления, включая управление производством, в мировой практике существует понятие вертикальных (или специализированных) рынков. Такие рынки чаще всего совпадают с отраслями промышленности и/или типами производственного процесса. Большинство средних и крупных интегрированных систем имеют в своем арсенале несколько выделенных вертикальных рынков, для которых они исходно создавались. Та же специализация существует и для некоторых финансово-управленческих систем. Если поставщик придерживается открытой маркетинговой политики, то при демонстрации системы вам будет сказано, на какое производство в первую очередь она ориентирована и какие модули были переведены и локализованы для России. Тезис мифа может быть верным, если вы рассматриваете программу-конструктор. Миф . "В системе "Ежик и Кролик" бухгалтерия занимает только 3%". При подобном утверждении сразу возникает два вопроса: "Как считали?" и "Чем заполнено все остальное?". В интегрированных системах бухгалтерия неразрывно связана с другими функциональными возможностями, так как большинство операций (приходы, выбытия, передачи, регистрация производства и пр.) требуют бухгалтерских проводок. В таких системах бухгалтерию невозможно выделить как отдельный модуль. Локальные и финансово-управленческие системы чаще всего создаются вокруг бухгалтерии, и, со всеми своими хитросплетениями, бухгалтерия в них занимает более половины всех функциональных возможностей. Миф . "Хорошая система решит все мои проблемы". К сожалению, ни одна система всех проблем не решит. Это всего лишь большой калькулятор, который работает на основе заложенных человеком алгоритмов. Система может помогать собирать данные, превращать их в информацию и организовывать информацию для принятия управленческих решений. Даже после внедрения комплексной интегрированной системы принятие решений и анализ полученной информации полностью остается за руководителями предприятия. Мировой опыт показывает, что при правильном выборе система охватывает до 80% потребностей предприятия. На большинстве западных предприятий одновременно работает несколько интегрированных друг с другом систем, решающих различные специализированные задачи. В силу сложности и многообразия управленческих методик и подходов один поставщик не может быть в состоянии устранить все проблемы организации. Обычно в этом и нет необходимости. Цель любой автоматизации - решить ключевые задачи, а возможность построения электронных интерфейсов между системами упрощает обмен данными. Таким образом, необходимо понимать важность поэтапного создания взаимодополняющей архитектуры информационных систем на предприятии. Миф . "Раз это компьютерная система, пусть с ней разбирается отдел АСУ". Роль отдела АСУ очень велика как при выборе, так и при внедрении интегрированной системы. Однако заказчиками всегда являются функциональные подразделения, и они должны занимать лидирующие позиции во всех процессах. Отделы АСУ надо задействовать в качестве технических экспертов, а функциональные требования должны исходить от самих подразделений, в которых система будет установлена - отделов закупки и сбыта, бухгалтерии, производственного отдела и пр. Необходимо иметь в виду, что:
|
![]() | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© Карпачев И. |