Letyshops

Западные бухгалтерские фирмы после финансового кризиса в России

Томас Тэйлор и Джек Уилкерсон, мл.
В кратком изложении
Большие надежды | Все потеряно? | Русские идут | Повод для оптимизма

С падением доходов из-за потери клиентов и снижения ставок, западным бухгалтерским фирмам ничего другого не оставалось, кроме как сократить расходы. В частности, это потребовало уменьшения числа профессиональных кадров и затрат на них. Одна фирма перевела из России в свои офисы в США около 60 профессионалов, в основном администраторов и руководителей, что составило 20% всего состава. Она воспользовалась случаем, чтобы "кое-что подчистить". Другая фирма, урезав бюджет почти на 30%, избежала увольнений, но сократила зарплату приблизительно на 25% (платили в России больше, чем в Нью-Йорке) и перевела около 100 работников в отделения в США. Еще две компании уволили недавно нанятых работников и перевели до 50 человек в представительства в Европе и Америке.

Жертвами кадровых перестановок стали, в основном, иностранцы, сейчас составляющие в среднем 10-15% всего персонала. В одной фирме соотношение российских и иностранных специалистов изменилось с 5:1 до 9:1. В другой - на 1200 специалистов осталось только 35 иностранцев.

Фирмы нанимают все больше россиян на низкие должности и дают им возможность роста. Почти каждый из опрошенных нами партнеров отмечал положительные черты российских профессионалов: умны, искренне желают учиться и рады возможности выезжать заграницу. Эти качества, несомненно, облегчили послекризисные кадровые перестановки. Тем не менее, многие выражали озабоченность по поводу молодых российских работников, которым "показали новую жизнь", а затем "ударили" кризисом 98-го.

Западные бухгалтерские фирмы поддерживают постоянные отношения с двумя-тремя ведущими вузами Москвы, в том числе Государственной финансовой академией и МГУ. Считается, что российские выпускники - более широкие специалисты, чем их западноевропейские или американские коллеги. В то же время им недостает специальных знаний в области бухучета, права и бизнеса.

Фирмы реализуют обучающие программы по западному и российскому бухучету и аудиту, деятельности предприятий в условиях рынка или, как выразился один владелец фирмы, "умению думать по-деловому". По его мнению, "русские медленнее развивают деловые навыки, чем, скажем, средний выпускник американского колледжа".

Обрусение западных фирм вполне естественно. В конце концов, россияне лучше, чем иностранцы, знают особенности России. Кроме того, если раньше российские представительства предлагали свои услуги западным клиентам, после кризиса ситуация изменилась. По словам одного руководителя, "западной реакцией на кризис был шок, затем откат и позиция: поживем-увидим". (Правда, владелец другой компании находит, что "западные бизнесмены стали проявлять к России больше интереса именно сейчас, когда затратность понизилась, из-за чего улучшилось соотношение риска к выигрышу".) Чтобы добиться значительного роста, фирмам пришлось хотя бы временно обратиться к русским клиентам. Как заметил один владелец компании, "мы в России, и наш бизнес должен быть русским".

<<предыдущая [1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© CPA

 

 

Реклама: