Letyshops

Финансовое Управление в Федеративном Государстве: Российская Федерация

Адольф Энтховен
Окончание.
Международная Конференция по Общественному Сектору (Public Sector) Финансового Управления: Налоговый Федерализм и Децентрализация (Мадрид, Испания, 14-16 июня 2000)
Налоговый федерализм в России | Законодательное регулирование | Что дальше? | Заключение

Первоначально налоговый федерализм в России был регламентирован несколькими законами, которые ввели критерии распределения доходов. В новых условиях Россия отказалась от советской практики контролируемого распределения и узаконила систему ограничительного (restrictive) налогообложения.

В 90-х годах для региональных органов власти были определены проценты дохода с налогов, собранных под их юрисдикцией: 100% - от частных доходов, корпоративных доходов, налогов на землю и собственность; 50% - от акцизных налогов и 60% - от налогов на природные ресурсы. При этом регионы не имели узаконенного права менять базу или ставку этих налогов. Таким образом, новая система обеспечила регионам возможность получать значительные доходы, но не предоставила налоговой автономии.

Недостаток соответствия между установленными законом правилами и действительными нормами распределения (sharing rates) в 90-х годах был очевиден. На практике, процесс договоров (negotiation) и контролируемого урегулирования, существовавший в старой советской системе, остался в значительной степени нетронутым. В неблагоприятной налоговой ситуации центральные власти пытались переложить значительную часть расходов на региональные органы, не обеспечив их соответствующими источниками дохода.

Регионы защищались от притязаний центра, перемещая ресурсы во внебюджетную сферу. Внебюджетные фонды включали множество источников дохода. Местные органы власти не обязаны были докладывать о них центру и могли сохранить все 100% полученных средств. Незащищенность бюджетных доходов стала для местных органов власти побудительной причиной увеличить внебюджетные доходы. Это способствовало снижению прозрачности системы государственных финансов и увеличению важности бюджетных договоренностей между регионами и федеральным центром.

[1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]
© Адольф Энтховен

 

 

Реклама: