Letyshops

Руководитель идет в школу

Ирина Мартынова
Академия "АйТи"
Журнал "Автоматизация бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий", 2 (февраль), 2000
В поисках сведений | Директивы для директора | Реализация корпоративной системы | Финансирование | Общая концепция внедрения корпоративной системы | Единый центр управления проектом | Сопровождение | Начни с себя

Разумеется, большинство руководителей предприятий понимают, что благодаря внедрению современной информационной системы повысится конкурентоспособность предприятия, а значит снизятся издержки, возрастут объемы продаж и прибыль. Тем не менее, в первую очередь средства выделяются на текущие задачи вроде закупки сырья и комплектующих, а процессы информатизации регулярно перетекают в графу "Перенесено на следующее полугодие".

В чем причина такого подхода? В теоретическом менеджменте хорошо известно понятие "сопротивление изменениям". Людям необходимо перестроиться, затратить дополнительные усилия на то, чтобы привыкнуть к новому способу работы. Но это даже не главное. Дело в том, что любой человек сопротивляется изменениям, которые он по каким-либо причинам не может контролировать. Если руководитель, который принимает решение об автоматизации и финансирует проект, мягко говоря, не является специалистом в области информационных технологий, он подсознательно будет сопротивляться их внедрению.

Без специальных знаний сегодня просто невозможно выбрать оптимальную, а значит и наиболее эффективную с точки зрения стоящих перед предприятием задач информационную систему, управлять процессом ее внедрения и оценивать эффективность ее работы. Каким способом внедренческая фирма может сделать руководителя своим союзником? Только одним - дав ему возможность контролировать процесс информатизации, помогая понять, какие преимущества он получит от внедрения КИС и в каком виде она нужна его предприятию.

Из каких источников руководитель может получить сведения, позволяющие выбрать оптимальную для его предприятия информационную систему? Во-первых, это различные средства массовой информации. Правда, ни для кого не секрет, что в них много места занимают материалы рекламного характера, а значит "лучшей" вполне может оказаться фирма, которая потратила больше средств на рекламу.

Во-вторых, можно воспользоваться учебниками. Однако это путь долгий, а времени у руководителя обычно и так не хватает. В-третьих - обратиться в консалтинговые фирмы, которые имеют в данной области необходимые знания и определенный опыт. Но они, как правило, запрашивают достаточно высокую плату за свои услуги, к тому же не могут точно знать систему работы предприятия и суть всех процессов, которые на нем происходят.

В-четвертых, можно обратиться к "своим" специалистам в области информационных технологий. Однако в большинстве случаев это лица заинтересованные, и для них лучшей будет та система, которую они знают и понимают, что вовсе не обязательно совпадет с действительными потребностями предприятия.

Последний способ - обратиться к руководителям предприятий, где уже установлена информационная система, и узнать, насколько они удовлетворены результатами. При этом понятно, что система, которая идеально подходит для одного предприятия с его задачами, процессами и проблемами, может оказаться абсолютно неприменимой для другого.

В свете всего вышесказанного оптимальным представляется вариант, когда руководитель (как человек, лучше всех понимающий все процессы и задачи предприятия на макроуровне) в ходе специальной подготовки (обучения) может сам выбрать систему, а затем поручить процесс ее внедрения экспертам. Причем наибольший эффект достигается, если фирма - системный интегратор осуществляет автоматизацию вместе со специалистами предприятия. Таким образом, для того чтобы снизить риски, неизбежные при автоматизации предприятия, необходим комплексный подход, то есть поддержка процесса внедрения информационной системы на всех стадиях проекта.

На каждом этапе внедрения информационного проекта целесообразно проводить обучение персонала. Естественно, уровень, глубина и насыщенность данными этого обучения будут различными в зависимости от задач. Обычно курсы подготовки, привязанные к этапам автоматизации, выглядят следующим образом:

  • до этапа консалтинга (обучение грамотному подходу к автоматизации) - курс "Автоматизация предприятия для руководителя";
  • до начала работ по проекту (как оптимизировать бизнес-процессы) - курсы по управлению проектами;
  • до разработки технического задания (изучение международного опыта: стандарты MRP-ERP-APS) - курс по системам автоматизации класса MRP II;
  • до этапа проектирования структуры системы (как выбрать оптимальную систему создания информационной инфраструктуры предприятия) - курс по основам программной инженерии;
  • до этапа программирования (подготовка предприятием собственных специалистов по конкретным программам) - курсы по конкретным программным продуктам;
  • до и во время этапа внедрения (подготовка специалистов по внедрению и поддержке, а также пользователей системы) - курсы для пользователей КИС.
[1][2][3][4][5][6][7][8] следующая>>
[вид для печати]
© Автоматизация бухгалтерского учета

 

 

Реклама: