Letyshops

Независимость в меняющейся бухгалтерской профессии

Дэн Голдвассер
Окончание.
Зачем нужны требования к соблюдению независимости? | Подходы к аудиторской независимости | Влияние консультационных услуг | Влияние альтернативных структур практикующих фирм | Нормативная схема должна быть гибкой

ISB установил два возможных подхода к созданию у пользователей финансовой отчетности доверия к независимости аудиторов. Первый подход состоит в требовании сообщать о всех связях с предприятием-клиентом, которые могли бы расценены как нарушающие независимость аудитора, и разрешить пользователю самому оценивать, насколько он готов положиться на отчет, составленный аудитором.

Если клиент посчитает, что пользователи его финансовой отчетности будут несклонны доверять заключению аудитора, то он может просто настоять на изменении взаимоотношений или обратиться к услугам аудиторской фирмы, с которой он не имеет связей, ставящих под сомнение независимость. Преимущество этого подхода состоит в том, что в данном случае не требуется заранее и вне контекста определять допустимый порог нарушения независимости. Однако проблема заключается в том, что может потребоваться предоставление большого количества подробной информации, что скорее запутает, чем прояснит ситуацию.

Второй подход заключается в том, чтобы выработать ряд общих требований к независимости, и просто заставить аудиторскую фирму доказать, что она соответствует этим требованиям. Именно эта система используется в настоящее время. Ее преимуществом является то, что пользователь финансовой отчетности не увязает в массе вторичной информации (первичной информацией является сама оценка деятельности аудиторов). Проблема этого подхода в том, что он требует заранее определить критерии, характеризующие независимость. Это вызывает еще одну проблему, поскольку некоторые факторы, очевидно, являются более важными, чем другие. Более того, факторы, которых может оказаться достаточно, чтобы удержать пользователя от доверия к заключению неизвестного аудитора, могут не приниматься во внимание пользователем, имеющим дело с широко известной и высокоуважаемой аудиторской фирмой. Короче говоря, правила соблюдения независимости не делают никакой скидки на заработанную тяжким трудом репутацию фирмы в отношении честности и неподкупности или на ее широко известную внутреннюю систему контроля качества.

AICPA предложила свой вариант данного подхода, когда каждой аудиторской фирме будет разрешено устанавливать собственные правила соблюдения аудиторской независимости, основанные на рекомендациях ISB. Эти правила должны заранее проверяться и периодически перепроверяться ISB или другой аудиторской фирмой. Таким образом, аудиторская независимость будет гарантироваться при помощи децентрализованных процедур, более или менее аналогичных созданной Министерством сельского хозяйства системе проверок мясной и сельскохозяйственной продукции. При принятии данного подхода аудиторская фирма сможет создавать собственную внутреннюю систему контроля, смягчающую возможное влияние любого нарушения аудиторской независимости. Таким образом, если данный клиент создает значительную часть доходной базы, на основе которой выплачивается жалование партнеру из аудиторской фирмы, то результаты аудиторской проверки данного клиента могут быть перепроверены партнером, на жалование которого потеря этого клиента не повлияет. Подобная система не только устранила бы ненужные ограничения, налагаемые ныне действующими правилами соблюдения независимости, но и, что более важно, учла бы многие важные стороны независимости, реально не учитываемые действующими стандартами.

Еще одним выходом могло бы стать сочетание описанных подходов. В этом случае некоторые виды нарушающих независимость связей могли бы быть сочтены столь фундаментальными, что достижение компромисса было бы невозможно. Другие, менее важные нарушения компенсировались бы системой внутреннего контроля или предоставлением соответствующей информации. Таким образом, профессия имела бы систему, достаточно гибкую, чтобы воспринимать альтернативные структуры ведения практики и предоставлять пользователю всю необходимую информацию, способную повлиять на доверие к заключению аудиторов. Хотя очевидным недостатком подобной системы является ее сложность, эта сложность создается представителями профессии, а не потенциально неподготовленным читателем финансовой отчетности.

<<предыдущая [1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© CPA

 

 

Реклама: