Letyshops

Оценка активов

Продолжение.
Рыночная стоимость: материальные и нематериальные активы | Нематериальные активы / Торговые марки | Новое определение понятия "отделимость" / Ценность информации | Зачем нужно капитализировать нематериальные активы? | Устойчивость бухгалтерского баланса и устойчивость компании
Нематериальные активы

В представленном выше анализе по сути найден ответ на вопросы, которые неоднократно задавались в связи с оценкой нематериальных активов. Действительно, нематериальный актив, составляющий часть анализируемого вида деятельности, можно капитализировать только одним из двух следующих способов: по фактической себестоимости (или восстановительной стоимости в соответствии с нижеследующими положениями) - в случае с НИОКР согласно действующему во многих странах законодательству о бухгалтерском учете, когда капитализация издержек (иногда) оправдана в целях соотнесения доходов и расходов; и второй вариант - нематериальный актив может отражаться в балансе по рыночной стоимости или другой цене, устанавливаемой в процессе сделок между несвязанными сторонами, когда у рассматриваемого актива имеется альтернативная стоимость (как у квоты на молочную продукцию, франшизы авиакомпании или такого предусмотренного законом права, как патент). Однако в обоих случаях стоимость не зависит от экономической выгоды будущих периодов, поступающей от актива в рамках анализируемого вида деятельности, которую пытается рассчитать пользователь.

Обратите внимание, что когда капитализация в балансе оправдана в связи с необходимостью соотнесения расходов и доходов, (снова) возникает порочный круг при оценке актива по цене, отражающей расчетную величину будущих доходов от производства, в процессе которого происходит потребление капитализированного актива; активы следует показывать по фактической себестоимости и амортизировать по мере реализации проекта. С другой стороны, в случае наличия рыночной стоимости нематериального актива и при отсутствии лимитированного срока использования актива не возникает проблемы с амортизацией (хотя рыночная стоимость и балансовая стоимость могут отличаться). Патент или авторское право с фиксированным сроком списывается в течение соответствующего периода, что также происходит вследствие снижения рыночной стоимости.

Данный подход позволяет также решить проблему, возникающую в ситуации. когда нематериальный актив постоянно "поддерживается" - этот довод часто приводится при рассмотрении торговых марок. Так как нематериальные активы могут отражаться в балансе только по себестоимости или рыночной стоимости, устанавливаемой в ходе сделок между несвязанными сторонами, расходы на поддержание (если они есть) нематериального актива либо показываются в составе капитализированных затрат (если на то имеются веские основания), либо относятся на (определенное объективным образом) увеличение рыночной стоимости.

Торговые марки

В связи с вышесказанным капитализация торговых марок практически во всех случаях является недопустимой. Поэтому мы не рекомендуем капитализировать стоимость фирмы или ее части (такой как дочернее предприятие или торговая марка). Исходя из вышеприведенного анализа, любая формула, позволяющая определить стоимость торговых марок на основании дисконтированной стоимости данного подразделения предприятия, приводит к порочному кругу. Еще более неприемлемой оказывается "консервативная" оценка на основе доходов за один год или любой другой аналогичной формулы, так как она вообще не имеет смысла: ведь в ней не используется ни дисконтированная стоимость данного вида деятельности, ни стоимость его возможной реализации, ни затраты, связанные с созданием торговой марки. Никаких возражений не возникало бы, если бы компания обосновала (как это уже произошло во многих странах) возможность отражения торговых марок в балансе в составе капитализируемой части отдельных фактических затрат (расходов на оплату труда, рекламу, испытание оборудования) таким же образом, как в случае с НИОКР. Степень жесткости ограничений на осуществление такой капитализации представляет собой отдельную, но решаемую проблему. Капитализация торговых марок, вероятно, будет проводиться реже, чем капитализация затрат на НИОКР.

<<предыдущая [1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© ICAR

 

 

Реклама: