Letyshops

Как немецкий гигант софтверного бизнеса проглядел Интернет-революцию

Нил Будетт
Часть 1 | Часть 2 | Исход служащих

Когда высшее руководство SAP собралось в конце января 1999 года в загородном доме Платтнера на Сюлте, острове в Северном Море, всем было ясно, что проблемы очень серьезны. Конкуренты из Oracle стали приспосабливать свои продукты к условиям электронной коммерции, хвастаясь в телевизионной рекламе, что их технология задействована на самых посещаемых Web-сайтах. По словам людей, присутствовавших тогда на встрече, Платтнер понял, что SAP нужно ответить на вызов. В ходе последовавшей затем дискуссии высшее руководство наконец согласилось с необходимостью для SAP перейти на новую, ориентированную на Интернет стратегию.

Вскоре после этого Платтнер попросил двух молодых программистов - Петера Графа (Peter Graf) и Андреаса Мутера (Andreas Muther) - помочь заново создать SAP. Их идея, коллективно названная mySAP.com, состояла в том, чтобы объединить программное обеспечение SAP с новыми программами, с помощью которых можно было бы связываться с деловыми партнерами через Интернет. Теоретически, mySAP.com позволяет менеджеру посмотреть свои запасы, запасы поставщика, оптовые цены и расписание службы доставки FedEx - и все это при помощи всего нескольких щелчков мышью в рамках единой, интегрированной системы.

В сентябре SAP показала своим клиентам 15 приложений mySAP.com, которые, однако, были собраны вместе только для данного случая. Многие компоненты были и все еще остаются незаконченными. Так, mySAP.com может работать только с другими программами SAP. По словам тех, кто знаком с этим продуктом, еще очень нескоро будет реализована поддержка связей с конкурирующими системами, что жизненно важно для клиентов, приобретающих программное обеспечение у разных поставщиков.

С точки зрения некоторых крупных клиентов, выход mySAP.com вообще запоздал. В октябре компания General Motors для организации большого онлайнового торгового центра выбрала программное обеспечение компании Commerce One. "Нам нужно было двигаться с электронной скоростью", - говорит Алан Терф (Alan Turfe), директор GM по организации торгового обмена.

Кроме того, SAP отвергла план наделения сотрудников правом на покупку акций, из-за чего была потеряна лояльность американских служащих компании. Атакуемые со всех сторон выгодными предложениями, Пол Мельхиор (Paul Melchiorre), отвечавший тогда за ведение бухгалтерского учета во всей компании, и его коллега Эйлин Башо (Eileen Basho), в марте 1998 года подошли к Платтнеру. "Нужно что-то сделать с акциями для сотрудников или вся американская команда менеджеров уйдет. Помогите нам остаться в SAP", - вспоминает свои слова Мельхиор.

Платтнер, чья доля в SAP равняется 4.4 млрд. долл., отказался что-либо предпринимать. Как он теперь говорит, опционы на акции опрокинули бы сформировавшуюся в SAP культуру. "Мы в Германии придерживаемся другой философии. Я не собирался ради нескольких американских менеджеров приносить в жертву всю компанию", - объясняет Платтнер.

Два месяца спустя Мельхиор ушел в Ariba, получив большое количество акций этой компании. Он продал часть из них в октябре на сумму более чем 20 млн. долл. Прислонившись к своему белому спортивному автомобилю марки Acura с номером ARBA (биржевой тикер Ariba), Мельхиор говорит: "Слава богу, Хассо сказал нет".

К ноябрю 1999 года из SAP America ушли более 200 менеджеров верхнего звена, включая ее главного исполнительного директора и президента. Руководитель головного финансового отдела родительской компании и генеральный директор ее британского отделения также покинули корабль. В Siebel перешло 27 служащих SAP. SAP подала иск, обвиняя конкурента в "хищническом найме". Siebel ответила, что этот иск "не имеет под собой оснований".

Такое развитие событий сломило, наконец, сопротивление Вальдорфа. Когда осенью 1999 года совет директоров SAP вновь вернулся к идее опциона, данное предложение, по словам Кевина Маккея, нынешнего главного исполнительного директора SAP America, встретило "нулевое сопротивление". И все же, план требует одобрения акционеров, которое не гарантировано. Голосование акционеров состоится во вторник.

Несмотря на свое запоздалое появление в мире Интернета, SAP все еще может нагнать конкурентов. Около 12000 компаний по всему миру используют SAP R/3, и большинство из них пока не занялось электронной коммерцией. В декабре SAP объявила о заключении сделок на поставку mySAP.com для Hewlett-Packard и крупнейших немецких химических компаний, которые хотят, чтобы SAP создала для них онлайновый торговый центр.

Ослабляя контроль из Вальдорфа над ходом разработки, компания передала разработку некоторых частей mySAP.com небольшой немецкой компании Impress Software. В 1998 году Impress перенесла свою штаб-квартиру из Ганновера в Бостон, чтобы быть ближе к основным событиям в мире Интернета и к американскому рынку.

Позаимствовав маркетинговые приемы Oracle, SAP усиленно рекламирует mySAP.com. "Американские компании по-другому занимаются маркетингом. Сначала создается заявление для прессы, а затем появляется сам продукт, - говорит Платтнер. - Чтобы конкурировать, нам тоже приходится так работать".

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© MSNBS

 

 

Реклама: