Бухгалтерский учет в России
|
Экспертная группа газеты "Аудит сегодня" |
Продолжение. |
Регистры бухучета. Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 |
Отчетность , в которой (на сегодняшний момент) несколько десятков (!) различных форм - бухгалтерская отчетность, налоговая, по внебюджетным фондам, статистическая - составляется только по фактическим данным бухучета. Каждая цифра должна быть взята из конкретного регистра (если данные - нарастающим итогом, или корректирующие, то - из ведомости, которая, в свою очередь должна быть составлена по конкретным регистрам).Каждый регистр или ведомость должны составляться в соответствии с установленным порядком ведения этого регистра.Все вновь выходящие нормативные документы, имеющие отношение к бухучету, должны быть согласованы с одним ведомством, которое в соответствии с Законом должно отвечать за методологическое руководство бухучетом. Сейчас это как бы - Минфин. (Как бы, потому что эта задача есть в Положении о Минфине, но отсутствует в Законе "О бухгалтерском учете"; см. предыдущие выпуски газеты). Поэтому документы по бухучету, вне зависимости, выходят они от имени Правительства, Пенсионного фонда, Министерства по налогам и сборам и т.п., должны быть согласованы с органом, регулирующим ведение бухучета. Т.к. именно этот орган должен донести до исполнителя - бухгалтера требования всех этих различных ведомств, прописанные четким профессиональным языком.Например. На прошлой неделе был опубликован Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ. В постановлении два пункта - первый о введении в действие перечня с 1.11.99г.; второй - очень показательный, в развитие нашей темы. Приведем его полностью:"2. Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам давать при необходимости разъяснения по вопросам, связанным с применением перечня, утвержденного настоящим Постановлением". Сама формулировка предусматривает, что перечень нуждается в дополнительных, многочисленных разъяснениях для применения его на практике. Между прочим, перечень издан для бухгалтера, а вопросами бухучета ни Минтруд, ни МНС не занимаются. Минфин же здесь даже не упомянут. Уже достаточно этой фразы, чтобы понять, что это за "перечень"! Нет ни одного пункта, подготовленного для исполнения. Каждый из 24-х пунктов Перечня требует многочасовых поисков по базе (если она есть!) документа, который может подойти (по мнению ищущего) к изложенному в пункте понятию, вида первичного документа, который можно применить в качестве обоснования (опять же, по мнению ищущего). Возьмем любой пункт Перечня: "7. Материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации". Допустим, руководитель говорит - начислите Иванову материальную помощь - 7 тыс. рублей. Он пострадал при пожаре. Позиция бухгалтера: Первичные документы - основания для начисления: Приказ по предприятию? Чей - руководителя, отдела кадров? Если да, то по какой форме? Решение органов власти должно быть общее, или конкретное - на Иванова? Если да, то по какой форме. Если решение общее (например, префектуры г. Москвы), то какие документы должны подтверждать причиненный вред - заключение Пожарного надзора или чье-то еще, на конкретный дом или квартиру? Выписка из домовой книги о проживании Иванова по указанному адресу? Опись имевшегося имущества? Чья, по какой форме? И т.д., и т.п.Регистры бухучета: Операция по начислению (вот она, необходимая типовая операция, которой нет) - проводки, счета? Допустим, Кредит счета 70 "Расчеты с рабочими и служащими"; если да, то каким документом по бухучету это установлено? Но главное - Дебет счета - 20-го или другого с включением в себестоимость, или же за счет чистой прибыли? Если первое, то на основании какого документа? А если даже за счет чистой прибыли, то достаточно ли вышеперечисленных первичных документов? Прочтите еще раз пункт 7 Перечня. Есть ли в нем ответы на все эти вопросы, или ссылки на документы, поясняющие их? Нет. Значит, если нужно выдать такую помощь, ответы на все эти вопросы бухгалтер должен искать самостоятельно. А если их нет? Или нет возможности поиска - например, обновляемой базы? Выход один - переплачивать из чистой прибыли, начислять взносы в фонд занятости и другие подобные. Или второй - вообще не выплачивать эту помощь. Вопрос, конечно, не бог весть что - всего-то взносы в фонд занятости, а это 2 процента от фонда начисленной зарплаты, которую, как правило, мало кто и начисляет официально. Но важен принцип. Ведь практически все виды выплат Перечня есть и в Перечне Пенсионного фонда, Обязательного медицинского страхования, Социального страхования. И они нуждаются в тех же самых уточнениях - повторимся, многочасовых, причем тех, которые являются таким уточнением по мнению самого ищущего, но не того, который установил Перечень. Поясним это на конкретном примере - на том же Перечне, поскольку это последний свежий пример несовершенства законодательства и, как следствие, бесправия руководителя и бухгалтера. Продолжение в следующем выпуске. |
Начало в выпусках: #56, #57, #58, #60 | ||
Продолжение в выпусках: #62 | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | |
[вид для печати] | ||
© Аудит сегодня |