Letyshops

Лимитирующие факторы и принятие решения

Учебный курс АССА
Цели / Лимитирующие факторы и принятие решения | Ситуации, включающие один лимитирующий фактор | Ситуации, включающие более одного лимитирующего фактора | Контрольное задание | Ответы на контрольные задания

В тех случаях, когда решение затрагивает только один лимитирующий фактор, для максимального увеличения прибыли, порождаемой предприятием, следует применить следующую процедуру:

1. Рассчитайте "маржинальный доход на единицу лимитирующего фактора" для каждой единицы (продукции или услуги), предлагаемой предприятием для продажи (например, если лимитирующим фактором являются трудозатраты, тогда разделите удельный маржинальный доход для каждой из единиц продукции на количество часов, необходимых для производства каждой единицы продукции, получив в результате этого действия маржинальный доход в расчете на единицу лимитирующего фактора).

2. Распределите изделия в порядке уменьшения показателя маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора.

3. Используйте суммарные ресурсы лимитирующего фактора путем производства изделий в максимально реализуемых количествах в порядке уменьшения размера маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора (т.е. если при производстве максимального количества изделий с наивысшим показателем маржинального дохода, которые могут быть реализованы предприятием, используется только половина общего ресурса лимитирующего фактора, тогда оставшаяся часть ресурсов должна быть использована для выпуска других изделий в порядке уменьшения их показателя маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора).

При помощи описанной выше процедуры задача максимального увеличения прибыли достигается через максимизацию маржинального дохода, получаемого предприятием.

Задание

Компания Кенни Лтд предлагает коммерческим фирмам комплекс услуг по уборке конторских помещений по трем видам работ:

  Полная уборка Уборка с использованием пылесоса и вытиранием пыли Уборка с вытиранием пыли
Плата за уборку конторы ($) 100 50 25
Время, необходимое для уборки конторы (часы) 10 6 2

Единственными переменными затратами компании на уборку конторских помещений является ставка почасовой заработной платы, выплачиваемая уборщикам в размере $4 за час работы (материалы поставляются клиентами компании). Постоянные затраты Кенни Лтд составляют $100,000 в год. Из-за нехватки уборщиков количество контор, которые Кенни Лтд может убирать, ограничено. Каждый из десяти уборщиков, работающих в компании, имеет 40-часовую неделю и пятьдесят рабочих недель в году. Возможности найма дополнительных уборщиков отсутствуют.

Проведя некоторое изучение рынка в области потребностей клиентов в предстоящем году, руководители Кенни Лтд установили, что общее количество контор в пределах территории, которую компания могла бы обслуживать, можно распределить по их предпочтению к одной из трех оказываемых компанией услуг следующим образом:

  Полная уборка Уборка с использованием пылесоса и вытиранием пыли Уборка с вытиранием пыли
Количество контор 1,500 2,000 3,000

Основываясь на приведенных данных, рассчитайте максимальную сумму прибыли, которую Кенни Лтд может получить в предстоящем году.

Вашим первым шагом при решении подобной проблемы должно быть определение маржинальных доходов в расчете на единицу лимитирующего фактора и их соответствующая классификация. Товаром, предлагаемым Кенни Лтд для продажи, являются три комплекса услуг по уборке. Лимитирующим фактором в этом случая служит количество часов на уборку, которое ограничено числом уборщиков, занятых в компании.

  Полная уборка $/единица Уборка с использованием пылесоса и вытиранием пыли $/единица Уборка только с вытиранием пыли $/единица
Продажная цена 100 50 25
Переменные затраты [время на уборку х ставку почасовой заработной платы] 40 24 8
Маржинальный доход (А) 60 26 17
Время на уборку (B) 10 6 2
Маржинальный доход на единицу лимитирующего фактора (А/B) 6 4 8.5
Место по классификации 2 3 1

Данная классификация означает, что руководство Кенни Лтд должно использовать имеющийся ресурс времени на уборку в первую очередь при удовлетворении спроса на услугу "уборка только с вытиранием пыли", затем на удовлетворение спроса на комплекс услуг "полная уборка" и в конце при наличии ресурса времени на уборку при выполнении заказов на комплекс услуг "уборка с использованием пылесоса и вытиранием пыли".

Очевидно, что Кенни Лтд даже не будет рассматривать предложение комплекса услуг по уборке, которые не принесут компании положительного удельного маржинального дохода.

Воплощение изложенной выше стратегии будет выглядеть следующим образом:

Общее доступное время на уборку = 10 уборщиков х 40 часов х 50 недель = 20,000 часов.

  Время на уборку
Уборка только с вытиранием пыли (спрос в объеме 3,000 контор) 6,000
Полная уборка (на 1,400 контор расходуется суммарно доступное время) 14,000
  20,000

Следовательно, в течение следующего года Кенни Лтд осуществит уборку только с вытиранием пыли в 3,000 контор, а в еще 1,400 конторах произведет полную уборку.

Эта деятельность позволит получить компании следующие прибыли:

  $
Общий маржинальный доход  
Полная уборка (1,400 х $60) 84,000
Уборка только с вытиранием пыли (3,000 х $17) 51,000
  135,000
Постоянные затраты 100,000
Прибыль 35,000

Если бы Кенни Лтд планировала свою стратегию на основе обычных данных об удельном маржинальном доходе, ею была бы получена следующая прибыль:

  $
Общий маржинальный доход  
Полная уборка (1,500 х $60) 90,000
Уборка с использованием пылесоса и вытиранием пыли (833 х $26)* 21,658
  111,658
Постоянные затраты 100,000
  11,658

* Услуга по уборке с использованием пылесоса и вытиранием пыли будет иметь при реализации преимущество перед услугой по уборке только с вытиранием пыли, так как первая приносит больший удельный маржинальный доход, чем вторая. Компания может обеспечить только 833 единицы услуги этого комплекса, поскольку 833 х 6 часов равняется 4,998 часам и это полностью расходует оставшийся ресурс времени на уборку (обеспечив предоставление услуг по полной уборке 1,500 конторам).

Как Вы можете видеть из сопоставления прибылей, полученных при помощи двух описанных выше стратегий, использование правильного метода принятия решения может оказать весьма позитивное воздействие на результаты деятельности предприятия.

В заключение можно отметить, что один из качественных факторов, который вспоминается в связи с этим заданием, заключается в том, что Кенни Лтд может принять решение не подводить своих клиентов, нуждающихся в комплексе услуг по уборке с использованием пылесоса и вытиранием пыли. В интересах долгосрочной рентабельности и поддержания высокого престижа компании Кенни Лтд может решиться на хотя бы частичное удовлетворение спроса этой части сектора рынка за счет максимизации краткосрочной прибыли.

<<предыдущая [1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© ЗАО "Аскери-АССА"

 

 

Реклама: