12. Далее в настоящем документе рассматривается вопрос о том, следует ли Российской Федерации вводить в действие Четвертую Директиву (и, при необходимости, другие Директивы) в качестве положений по бухгалтерскому учету, применяемых к составлению несводной отчетности. При обсуждении данного вопроса нужно проработать два вопроса: - целесообразность использования Четвертой Директивы; и
- трудности, возникающие в случае применения другого подхода.
13. Ниже следуют преимущества реализации Четвертой Директивы в Российской федерации: a) Четвертая Директива составлена в форме нормативного акта, что согласуется с традициями Российской Федерации. b) Четвертая Директива соответствует и будет соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности, так как любые необходимые поправки обсуждаются на международном уровне и вносятся на постоянной основе. c) В Четвертой Директиве содержится жесткий формат баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к отчетности (с различными альтернативными вариантами для повышения гибкости структуры отчетности). Это также не противоречит традициям Российской Федерации. Следует заметить, что в Международных стандартах финансовой отчетности не установлен формат финансовой отчетности. Типовые форматы, в случае их наличия в Международных стандартах финансовой отчетности, содержатся в Приложениях и не являются частью обязательного к исполнению стандарта, форматы Четвертой Директивы (базирующиеся на общих принципах) полностью соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности. d) Четвертая Директива, используемая применительно к предприятиям малого и среднего бизнеса во многих странах Европейского Союза, по своему содержанию годится для большинства компаний, за исключением совсем крошечных. В отношении последних в Четвертой Директиве предусмотрены определенные отступления. Это весьма эффективный способ сокращения бремени отчетности, возложенного на такие небольшие предприятия. Отступления, предусмотренные Четвертой Директивой, установлены исходя из определенных, объемных ; показателей, которые периодически пересматриваются в целях учета инфляции и т.п. e) Так как в Четвертой Директиве содержатся типовые форматы отчетности, то обеспечить соответствие между финансовой отчетностью, составленной согласно Четвертой Директиве и российскому плану счетов, гораздо проще, чем в случае отсутствия типового формата в положениях по бухгалтерскому учету. При установлении эквивалентности двух систем отчетности следует учитывать два фактора: во-первых, в план счетов необходимо заложить те же принципы (метод начисления и т.п.), что и в Четвертой Директиве; так как в Российской Федерации уже принято решение о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности, использование соответствующих принципов (в Четвертой Директиве и Международных стандартах финансовой отчетности они одни и тех же) практически гарантировано. Во-вторых, обеспечение соответствия между планом счетов и Четвертой Директивой достаточно тривиально, и в этой области российские бухгалтера являются непревзойденными экспертами. Что касается западноевропейских стран, то Франция обладает богатым опытом в создании "Плана учета", аналогичного плану счетов. За последнее время Франции удалось согласовать французский план учета, Четвертую Директиву и Международные стандарты финансовой отчетности. По этому пути могла бы пойти и Российская Федерация. f) В таких странах, как Франция и Германия, где Международные стандарты финансовой отчетности приняты для подготовки сводной финансовой отчетности, отчетность отдельных юридических лиц, составляемая согласно Четвертой Директиве, по-прежнему используется для целей налогообложения. Из данной информации вытекает возможное решение для Российской Федерации, а именно: показатели, служащие базой для исчисления налогов, содержатся в финансовой отчетности отдельных юридических лиц и отделяются при реализации Международных стандартов финансовой отчетности в сводной финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности не ориентированы на налогообложение: они отражают реальную экономическую ситуацию; использование различных подходов при составлении сводной финансовой отчетности и финансовой отчетности отдельных юридических лиц (в том числе входящих в группу компаний) подразумевает, что Международные стандарты финансовой отчетности можно внедрять независимо от исчисления налогов. g) Одно из преимуществ Четвертой Директивы заключается в том, что, хотя в ней и определены определенные форматы и виды раскрываемой информации, согласно ее положениям странам разрешено вводить дополнительные пояснения или статьи на национальном уровне. Поэтому применение Четвертой Директивы позволяет Российской Федерации вводить любые дополнительные требования к раскрытию информации в рамках согласованной правовой базы, что означает соблюдение общих принципов не только Четвертой Директивы, но и Международных стандартов финансовой отчетности. h) Следует отметить, что в случае значительных расхождении между положениями по бухгалтерскому учету, применяемыми к , сводной отчетности, и нормативными актами, используемыми при подготовке финансовой отчетности отдельных юридических лиц, в момент консолидации могут возникнуть проблемы, связанные с согласованием двух систем отчетности и сокращением объема работ на предприятиях. Однако, при использовании Четвертой Директивы для составления финансовой отчетности отдельных юридических лиц проблема обеспечения соответствия в значительной степени оказывается решенной, потому что, как упоминалось выше, работа по согласованию Четвертой Директивы и Международных стандартов финансовой отчетности уже осуществляется на практике. |