Letyshops

Быть или не быть ERP?

Сар Эрмако Джонни

Определить потребности предприятия и приступить к выбору программного обеспечения. Легче сказать, чем сделать. Процесс выбора ERP-системы может преподнести финансовому менеджеру неприятные сюрпризы и повергнуть его в уныние. С одной стороны, на рынке представлены самые разнообразные продукты. Каждый из пяти крупнейших поставщиков ERP-систем вовсю рекламирует свою флагманскую систему: у Baan есть BaanERP, у J.D. Edwards - World и OneWorld, компания Oracle делает ставку на версию R11 Oracle Applications, PeopleSoft - на PeopleSoft 7, а SAP - на R/3. Кроме того, эти компании пытаются привлечь внимание к другим поставляемым ими приложениям масштаба предприятия, включая системы для небольших и средних фирм. Ко всему прочему, свои собственные линии ERP-систем предлагают поставщики вроде компаний Intentia, SSA или QAD, имеющие прочную репутацию в отдельных нишах рынка. Всего, одним или несколькими продуктами класса ERP на азиатском рынке представлены, по меньшей мере, 30 фирм-производителей.

Однако и это еще не все. При выборе ERP-системы финансовые менеджеры должны учитывать тот факт, что у поставщиков ERP имеются консультационные подразделения, работающие независимо или совместно с так называемыми партнерами по внедрению. Как правило, такими партнерами являются консультационные фирмы, например Andersen Consulting, Deloitte Consulting/ICS, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers и KPMG, а также поставщики компьютерной техники, например корпорация IBM. И получается так, что эти партнеры по внедрению выполняют основную часть работ при инсталляции ERP-систем. Фактически, оплата услуг консультационных фирм составляет около 70% стоимости внедрения программного обеспечения. И это без учета платы, взимаемой непосредственно поставщиками ERP-систем.

В Азии пятерка ведущих консультационных фирм стремится выполнять только крупные проекты по внедрению ERP-систем, оставляя инсталляции в небольших и средних компаниях региональным консультационным подразделениям и мелким специализированным фирмам. "Большая часть нашего бизнеса на рынке ERP связана не с локальными продажами, а с крупными транснациональными корпорациями, работающими с ERP-системами в глобальном масштабе", - говорит Кристофер Беннет (Christopher Bennett), совладелец и руководитель азиатско-тихоокеанского подразделения PricewaterhouseCoopers, специализирующегося на системах компании SAP. Кристофер Беннет считает, что на пятерку ведущих консультационных фирм приходится примерно 80% рынка услуг по внедрению ERP, при этом поставщики компьютерной техники и мелкие специализированные фирмы делят между собой остальное.

Принимая во внимание потенциальный размер рынка ERP-систем в Азии, нет ничего удивительного в том, что консультационные фирмы перебросили значительные ресурсы во внедренческий бизнес. Только у корпорации PricewaterhouseCoopers в Азии насчитывается около 1300 консультантов, специализирующихся на продуктах компании SAP. Кристофер Беннет добавляет, что у фирмы есть также 200 консультантов по системам Oracle, 160 по системам PeopleSoft и около 60 по системам Baan. Тем не менее, руководители некоторых азиатских компаний, включая директоров крупных конгломератов, хотят, чтобы внедрение осуществляли не независимые консультанты, а сами поставщики. Например, в компании Dah Chong Hong специалисты из корпорации Oracle полностью выполнили инсталляцию и настройку. Последняя имеет крупное консультационное подразделение - 15 тыс. человек по всему миру - и это также объясняет, почему консультационные фирмы азиатского региона обладают относительно небольшими отделами, специализирующимися на продуктах Oracle, по сравнению, к примеру, с подразделениями, занимающимися внедрением программного обеспечения компании SAP.

Однако пусть это не вводит вас в заблуждение. Корпорации SAP принадлежат лидирующие позиции в области ERP как в Азии, так и во всем остальном мире. На долю этой компании приходится около 30% всемирного рынка программных продуктов ERP. Корпорация Oracle, ее ближайший конкурент, имеет только 14%. По иронии судьбы, превосходство над остальными конкурентами в действительности создает для немецкого поставщика некоторые трудности. Несмотря на образование в консультационных фирмах подразделений, специализирующихся на ERP-системах, на рынке все еще ощущается острая нехватка консультантов, особенно со знанием продукции компании SAP. По словам экспертов, финансовые управляющие должны с настороженностью относиться к тем менеджерам и системным инженерам информационных отделов, которые проталкивают внедрение систем этой компании. Ведь как только работники информационных служб проведут хотя бы одно внедрение системы SAP, они могут перейти в частные консультационные фирмы и в качестве специалистов по данному ПО начать зарабатывать большие деньги. Некоторые очевидцы рассказывают ужасные истории о том, как целые информационные отделы покидали свои компании после завершения одного единственного внедрения подобной системы. "Существует нехватка специалистов по SAP, - говорит Фарида Ку (Faridah Khoo), директор консультационного подразделения фирмы Arthur Andersen. - Это начинает выходить за все этические границы! Люди просто сидят и ждут, не свалится ли на них очередное выгодное предложение".

Конечно, нехватка консультантов по системам SAP не является виной этой компании. Руководители любой корпорации стремятся сделать свою продукцию как можно более популярной. Лес Хейман (Les Hayman), президент и главный исполнительный директор азиатско-тихоокеанского подразделения SAP, говорит, что его компания работает над ускорением процесса внедрения ПО. "Если вы сможете быстрее проводить внедрение, то в вашем распоряжении окажется больше специалистов, - заявляет Лес Хейман. - Мы сократили продолжительность этого процесса на 30-50%". Доминирование на рынке, в свою очередь, дает корпорации SAP некоторые преимущества. Фарида Ку говорит: "У SAP есть хорошие специалисты по предпродажной подготовке и по технической поддержке. И остальные поставщики не могут с ней в этом соревноваться".

Продолжение публикации читайте в следующем выпуске еженедельника.

[вид для печати]
© CFO

 

 

Реклама: