Letyshops

Бухгалтерская отчетность в режиме он-лайн

Симон Петравик
Окончание.
Виды наиболее часто публикуемой финансовой информации (продолжение) | Организация бухгалтерской отчетности

Примечание редактора.

В западных странах, особенно в США, частные инвесторы играют огромную роль в формировании стандартов финансовой отчетности. Оперативное оповещение широкого круга частных инвесторов о результатах деятельности предприятия, является одной из важнейших задач компаний, занимающихся привлечением капитала с помощью ценных бумаг. Потому, говоря о публикации на Web-сайтах различного рода отчетности, автор уделяет особое внимание интересам "пользователей финансовой информации" - акционеров.


Информация, предоставляемая в SEC (Комиссию по ценным бумагам и биржам). В настоящее время акционерные компании предоставляют бухгалтерские отчеты в комиссию SEC в электронном виде. Действующая там система под названием EDGAR автоматически выполняет сбор, проверку, индексацию, прием и переадресацию получаемых документов. При помощи Web-сайта комиссии SEC www.sec.gov пользователи могут получить доступ к электронным отчетам компаний, открытым для публики. Таким образом, разместив на корпоративном Web-сайте ссылки на систему EDGAR можно предоставить непосредственный доступ к этим документам.

Сайт компании Hewlett-Packard служит хорошим примером такой методики. Он поддерживает множество ссылок и содержит краткое описание документов, к которым ведут эти ссылки. Например, одна ссылка приводит к годовым, квартальным и биржевым отчетам. Другая ссылка указывает на обязательную информацию для акционеров (proxy statements). В свою очередь, финансовая отчетность компании Baxter содержит только одну ссылку на систему EDGAR и приводит пользователя к длинному списку документов, предоставленных в комиссию SEC. Неискушенные посетители могут сразу и не найти то, что они ищут.

Пример компании ARCO демонстрирует альтернативный подход. В данном случае фирма сохраняет отчеты, предоставляемые в Комиссию по ценным бумагам, на своем Web-сайте, отсортировав ее по годам и видам формы. Это обеспечивает большие возможности для контроля, поскольку вся информация содержится в зоне досягаемости корпорации.

Курс акций. Могут быть показаны два курса: текущий и исторический. Сайт компании AT&T служит хорошим примером того, каким образом оба эти курса могут быть опубликованы. Текущий курс акций показан наряду с другой сравнительной информацией, например, индексом S&P 500 и курсом акций других телекоммуникационных компаний. Способ публикации, избранный компанией PG&E, проще. Присутствуют ссылки на другие Web-сайты, бесплатно показывающие котировки акций и ретроспективные данные.

Инструментарий анализа и построения запросов. Сайты компаний AT&T, IBM и Compaq содержат меню, позволяющие пользователям выбирать различные виды исторической информации. Данные извлекаются и представляются в виде отчета или графика. Это позволяет отдельным лицам исследовать на протяжении нескольких периодов такую статистическую информацию, как показатели реализации, себестоимость реализованной продукции, чистую прибыль или прибыль в расчете на одну акцию.

Компания Texas Instruments (TI) использует другой подход. Фирма размещает на сайте копию своего отчета о прибыли за предыдущий год. Пользователи могут вносить изменения, например, увеличивать реализацию на 1 млрд. долл., а счетчик "что если ..." вычислит совокупный эффект по всем строкам отчета, например, валовую прибыль или прибыль в расчете на одну акцию. Кроме того, пользователям предоставлена возможность вводить гипотетический курс акций. В этом случае счетчик "что если ..." вычислит новое соотношение между ценой и прибылью на одну акцию, а также рыночную стоимость акций и отношение этой стоимости к уровню доходов.

Несомненно, такой аналитический инструментарий существенно расширяет возможности пользователей по сравнению с чтением годовых отчетов, распечатанных на бумаге. Предоставляя подобные средства в распоряжение посетителей сайта, указанные компании демонстрируют свою готовность сделать информацию доступной, хотя и в этом инструментарии встречаются недоработки. Например, генератор отчетов компании AT&T выдает очень четкий график при поступлении запроса о процентном соотношении расходов и доходов. Тем не менее, этот генератор отчетов неверно вычисляет процентные увеличения и темп роста прибыли за год.

Я верю, что организации со временем усовершенствуют свои системы и исправят в них ошибки. Несомненно, это очень интересный способ сделать полезную информацию доступной.

Отчеты о годовых собраниях и презентации для специалистов по ценным бумагам. Web-сайты служат хранилищами важных бухгалтерских отчетов. Поскольку Web является электронной средой, финансовая информация может быть представлена не только текстовой форме. Например, на сайте компании AT&T заинтересованные лица могут прослушать воспроизведение отрывка записи с годового собрания акционеров. Сайт корпорации Hewlett-Packard содержит краткое содержание полугодовых презентаций для специалистов по ценным бумагам и ссылки на их полные тексты. Наконец, сайт компании Motorola включает запись телеконференций, на которых происходило обнародование отчетов о прибыли. Некоторые из таких телеконференций транслировались в прямом эфире через Интернет. Любое заинтересованное лицо могло прослушать трансляцию, получив предварительно свободно распространяемую программу-проигрыватель RealAudio с Web-сайта одноименной компании.

Международные презентации. Компания Microsoft публикует свои отчеты о прибылях и убытках на языке, в валюте и с учетом бухгалтерских соглашений, используемых в Австралии, Канаде, Франции, Японии и Великобритании. Поскольку любой человек в мире может иметь доступ к Web-сайту, этот метод можно порекомендовать всем компаниям, желающим предоставить информацию неамериканским инвесторам или кредиторам.

Подача акционерами своих голосов. Хотя это не назовешь бухгалтерской отчетностью, несомненно, голосование акционеров имеет к ней самое непосредственное отношение. На сайтах www.proxyvoting.com и www.proxyvote.com размещены материалы, необходимые для организации голосования акционеров. На последнем публикуются инструкции для голосования, контроль за ходом которого осуществляется путем ввода 12-разрядного кода. Существует также возможность получения подтверждения по электронной почте. Сайт proxyvoting.com содержит демонстрационную форму голосования, показывающую, каким образом голос может быть подан в режиме он-лайн. Наконец, по адресу www.usatoday.com/life/cyber/lech/ctc561.htm размещена статья из журнала USA Today, содержащая общую информацию относительно передачи голосов акционерами в режиме он-лайн. К слову сказать, в ходе последнего голосования в компании Vanguard Group 10 % акционеров сообщили о своем решении через Интернет, что позволило сэкономить 300 тыс. долл. на почтовых расходах.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© CPA

 

 

Реклама: