Letyshops

Перемены и обновление в высших учебных заведениях

Марк Куттинг
Часть I. Почему перемены не инициируются. / Решение 𔫝 - "Волшебная пилюля" / Решение 𔫞 - "Отрицание существования проблемы" | Паралич в поиске новой парадигмы / "Знакомые места" | Непонимание реальности / Множественные подходы | Столкновение культур / Неопределенность целей | Часть II. Аудит в преддверии перемен
Столкновение культур

Можно было бы возразить, что хорошее стратегическое планирование уменьшило бы упомянутые выше трудности. Тем не менее, конкуренция культур, - администрации и преподавательского состава (факультета), - существующие в большинстве университетов, превращают планирование в исключительно трудное и, в худшем случае, невозможное мероприятие.

Административная культура рассматривает колледжи и университеты как бизнес с солидными активами и большим текущим бюджетом. Практически никто из этих профессионалов не занимается преподаванием или обучением. В этой культурной среде планирование, непрерывные перемены и адаптация необходимы, осуществление надзора естественно, хороший внешний вид и рабочее состояние учебных помещений крайне важны.

С другой стороны, факультетская культура считает, что учебное заведение имеет миссию, более похожую на миссию медицины или религии, а не делового мира. Преподавание, исследование и обучение являются основным делом университета. Все остальные виды деятельности внутри университета только помогают осуществлять академическую миссию. "Бизнес" высшего учебного заведения меняется и продвигается вперед трудом представителей научного сообщества. Следовательно, перемены должны происходить "снизу вверх", а не "сверху вниз". Отдельные факультеты устанавливают свои собственные учебные и исследовательские планы, а также решают, какие предметы необходимо читать. В академическом представлении организация напоминает несколько небольших "отраслей размером с коттедж", удерживаемых вместе коллегиальностью и убеждением, а не административными директивами и соответствием.

Таким образом, административная культура рассматривает планирование как рациональные, всеобъемлющие и стратегически скоординированные действия, позволяющие университету занять лучшие позиции в отношении конкурентов, возможностей и потенциальных угроз. Этот процесс управляется данными и во многом полагается на отслеживание действий внешних сил, оказывающих влияние на учебное заведение. Создаются временные диаграммы, и используются результаты измерений. Ставятся специальные задачи по реализации.

И наоборот, факультет считает планирование в большой степени интуитивным, децентрализованным и соответствующим масштабу и характеру факультетских дисциплин действием. Ценности, потребности и предпочтения факультета являются основными. Отдельные люди, приоритеты в исследованиях и внутренняя политика больше, чем всеобъемлющее планирование, должны определять будущее учебного заведения. Консенсус объединяет и демократичен, жесткие решения ведут к несогласию и разрушительны. Более того, четко определенные цели, временные диаграммы и количественные результаты - не более, чем бюрократические меры, продвигаемые теми, кто не понимает саму природу высшего образования.

Вряд ли эти точки зрения могут различаться еще больше. Атмосфера сотрудничества в университете, которая стремится к равному участию этих культур, часто ведет к компромиссам, просто продолжающим существующую инерцию.

Неопределенность целей

Указанные культурные различия отражены в противоречивости целей. Академические цели не только неопределенны, они также являются предметом серьезных споров. До тех пор, пока цели противоречивы и абстрактны, культуры будут находиться в согласии. Как только цели конкретно определены и намечены к исполнению, возникают разногласия. Связь между определенностью и конфликтом может частично объяснить бессмысленную риторику академических речей и заявлений о проводимой политике. Когда вы в общих чертах касаетесь академических ценностей, - эквивалент понятий "Родина" и "яблочный пирог", - каждый глубокомысленно кивнет головой. Если же вы заведете конкретный разговор о том, каким образом эти ценности должны отражаться в текущей политике, разразится конфликт.

Действуют ли эти факторы в вашем учебном заведении, уничтожая всякие попытки подлинного обновления? Если да, то признание их существования и влияния на процесс обновления может помочь разблокировать институциональные препятствия, тормозящие подлинные коренные изменения.

<<предыдущая [1][2][3][4][5] следующая>>
[вид для печати]
© Enterprise Reengineering

 

 

Реклама: