Letyshops

Следующая информационная революция

Питер Дракер
Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V | Часть VI | Прежде всего стоит научиться скромности | Эпилог

Специалисты по информационным системам и информационным технологиям обычно винят в таком положении вещей "реакционных" руководителей "старой школы". Это неправильное объяснение. Высшее руководство не использует новые технологии, потому что они не дают ему информации, необходимой для исполнения его собственных задач. Требования к составу данных, собираемых в коммерческом предприятии, все еще основаны на теореме начала XIX века о том, что более низкие издержки дифференцируют предприятия и помогают им конкурировать более успешно. Управленческие информационные системы хранят данные, необходимость которых выводится из этой теоремы. Это данные из традиционной системы учета. Учет был разработан не менее 500 лет назад для того, чтобы обеспечивать данные, в которых компания нуждалась для того, чтобы сохранить свои активы и распределить их в случае ликвидации. Единственное крупное дополнение к учету с XV века -- учет издержек, дитя двадцатых годов нынешнего столетия -- было предпринято только для того, чтобы привести учет в соответствие с требованиями экономической науки XIX века, а именно обеспечить информацию об издержках, необходимую для того, чтобы ими управлять. (Так же, кстати, устроена и популярная ныне версия учета издержек - тотальное управление качеством.)

Однако уже к началу второй мировой войны мы начали понимать, что сохранность активов и управление издержками -- это не задачи высшего руководства. Это ОПЕРАЦИОНЫЕ ЗАДАЧИ. Серьезные недостатки в управлении издержками, конечно, могут уничтожить предприятие. Но успех предприятия основан на чем-то совершенно ином -- создании стоимости и благосостояния. Для этого необходимо принимать рискованные решения относительно теории бизнеса, стратегии бизнеса, отказа от старого и введения нового, баланса между краткосрочным и долгосрочным, между немедленной прибылью и долей рынка. Таковы истинные задачи высшего руководства. Именно поэтому после второй мировой войны и появилась отдельная дисциплина -- менеджмент -- отличная от того, что тогда называлось экономикой предприятия, а сегодня называется микроэкономикой. (Моя книга 1954 года "Практика руководства", особенно ее первая часть, "Руководство предприятием", как считается, стала базой для менеджмента как дисциплины, именно потому, что описывала основные задачи коммерческого предприятия как "инновацию" и "создание клиента", то есть создание стоимости и благосостояния.) Однако традиционная система учета не дает никакой информации для выполнения таких задач высшего руководства. В самом деле, ни одна из этих задач не совместима даже с основными постулатами традиционной модели учета. Новая информационная технология, основанная на компьютерах, не могла не зависеть от данных системы учета. Других просто не было. Она собирала эти данные, систематизировала их, манипулировала ими, анализировала и представляла их. На этом и было основано то огромное влияние, которое новые технологии оказали на область, для которой были разработаны данные учета издержек: операции. Так объясняется практически нулевое влияние новых технологий на руководство предприятием.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7][8] следующая>>
[вид для печати]
© Forbes ASAP

 

 

Реклама: