Letyshops

Искажение отчетности

Стефен Бар
Недавние случаи мошенничества в области бухгалтерского учета могут указывать на более серьезные проблемы. Для их решения понадобится предпринять нечто большее, чем простое введение новых правил.
Введение | "Испорченный телефон" | Как трактовать симптомы | Аудиторы или консультанты | Тихая заводь | Уолл-Стрит вне досягаемости

Надо признать, Левит осознает, что новые правила бухгалтерского учета в одиночку не решат также и более крупную из поставленных им проблем. Его выступление в Нью-йоркском Университете представило в неприглядном свете аудиторов. "Я не могу не спрашивать себя, имеют ли представители этой профессии необходимую подготовку и руководство, чтобы обеспечивать правильное проведение аудиторских проверок", - сказал Левит.

Действительно, на протяжении нескольких лет SEC искоса смотрела на аудиторов, не обращавших внимание на агрессивное ведение учета или проявлявших осторожность, чтобы не подвергать опасности консультационную работу, выполняемую их фирмой для компании. По данным Public Accounting Report, аудиторские фирмы "Большой пятерки" половину своих доходов получают от общего консультирования и консультирования слияний, что к тому же более выгодно, чем аудиторская проверка книг компании.

"Аудиторы не задают лишних вопросов компаниям, и причина этого кроется в их нежелании наносить ущерб своим клиентам по консультированию", - говорит Питер Кнутсон (Peter Knutson), профессор бухгалтерского учета в Вартонской школе бизнеса.

Не удивительно, что аудиторские фирмы с этим не согласны. В прошлом году Американский институт присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants - AICPA) выпустил официальное заявление, содержащее утверждение об "отсутствии доказательств того, что предоставление неаудиторских услуг угрожает независимости аудиторов". Герц из PricewaterhouseCoopers выражается более определенно: "Доходы нашей фирмы составляют 14 млрд. долларов. Клиентам все равно, какого размера, не стоит проводить поддельную аудиторскую проверку. Слишком велика опасность исков и урона репутации".

Бюро стандартов независимости (Independence Standards Board - ISB), образованное SEC в 1997 году в ответ на подобные соображения, предложило, чтобы аудиторы каждый год посылали директорам письмо с заявлением о своей независимости. SEC хочет большего. В августе Тернер предложил ISB, чтобы аудиторы ежегодно встречались с директорами компании, определяя консультационные услуги, которые они окажут компании, стоимость этих услуг, а также отвечали на вопрос, почему оказание этих услуг не повредит независимости аудиторов.

В качестве части плана Левита из девяти пунктов, Тернер призвал Совет по общественному надзору, отделение AICPA, изучить и по возможности провести общественные слушания по поводу "действенности процесса аудиторской проверки". В письме председателю совета он поставил под сомнение недавние изменения в модели аудиторской проверки, использованные аудиторскими фирмами, в которых основной упор делается скорее на оценку риска и анализ, чем на интенсивный поиск фактов и проверку цифр. Тернер также резко критиковал приверженность аудиторских фирм к приему на работу для выполнения аудиторской деятельности сотрудников с минимальным деловым и профессиональным опытом.

Однако предыдущие рекомендации Совета по общественному надзору не вызвали больших изменений. Четыре года назад совет предложил, чтобы внешние аудиторы не только проводили аудиторскую проверку книг на соответствие GAAP, но и сообщали ревизионному комитету степень агрессивности, практикуемой администрациями при применении этих принципов. Но только совсем недавно Arthur Andersen разработала шкалу определения агрессивности ведения учета. Вскоре ее аудиторы приступят к использованию этой шкалы.

AICPA выразил поддержку предложению совета, но Герц, например, скептически настроен по поводу возможности наращивания процесса аудиторской проверки. По его мнению, фундаментальной проблемой является то, что в промежутке между ежегодными аудиторскими проверками, аудиторы поддерживают минимальные контакты со своими клиентами. Герц приветствовал бы распоряжение SEC, чтобы аудиторы проводили детальную проверку книг своих клиентов ежеквартально, но замечает, что до сих пор это учреждение не выступало с подобными требованиями.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6] следующая>>
[вид для печати]
© CFO

 

 

Реклама: