Letyshops

Стратегия бизнеса. Управление ресурсами и запасами

Сергей Колесников, кандидат физико-математических наук, ведущий рубрики Consulting.ru
директор по консалтингу Консалтинговой Группы "Экон-профи"

Начало в выпусках: #69, #70, #71, #72, #73, #74, #75

Взаимодействие с финансовой подсистемой

После выполнения MRP-вычисления или процесса SIC появляется запланированный заказ на производство или закупку. Такие заказы не влияют на фактическое финансовое положение компании, потому что еще могут изменяться (заменяться), добавляться и удаляться.

После подтверждения и преобразования запланированного заказа на закупку в "реальный" финансовое положение компании, очевидно, меняется, так как увеличиваются долги поставщику, а также складские запасы (начиная с даты предполагаемой поставки).

Базирующийся на MRP- или SIC-вычислении оборотный капитал, необходимый для покрытия планируемых расходов, должен быть увеличен. Для финансирования закупки (увеличения) складских запасов, незавершенного производства и запасов готовых изделий нужны "живые" деньги, банковские или товарные кредиты. В зависимости от финансового состояния и политики компании, оплату можно произвести из капитала компании или кредитами. Как специфический вид кредитов рассматриваются и неоплаченные (до некоторого момента) счета или банковские ссуды.

Связи между финансовой подсистемой и подсистемами планирования MRP и SIC - косвенные. После выполнения планового приобретения или производственного заказа в процессе планирования потребности осуществляются финансовые транзакции.

Современные методы управления ресурсами предприятия

Традиционно в MRP-II планирование продукта и его себестоимости рассматривается только с точки зрения внутреннего производства. В классических системах эта проблема частично устранена с помощью методов проектного планирования, однако они, как правило, недостаточно гибки и интегрированы в основную систему планирования.

Пример. В стоимость дорожной машины (как и бoльшей части промышленного оборудования) включено сервисное обслуживание в течение определенного времени. До конца этого срока необходимо отслеживать, чтобы стоимость сервиса не превысила сумму, заложенную в цену. Технологическая карта такого изделия не ограничивается заводскими цехами, но имеет и существенную сервисную часть, которая включает работы по обслуживанию и требует планирования расходных и заменяемых частей. Неправильное планирование сервисной части или систематический перерасход могут серьезно отразиться на общем финансовом положении предприятия.

Другой пример. Реклама учитывается, как правило, "котловым" методом. Однако кампания может проводиться в целях продвижения определенных марок или даже одного вида продукции, и затраты на рекламу (при отнесении на один продукт) окажутся очень значительными. Эти затраты следует включать в анализ себестоимости по данному виду продукции.

Получается, что кроме собственно производственных затрат нужно учитывать и планировать затраты на маркетинг, на предпродажную подготовку и на послепродажный цикл. Таким образом, при современном подходе ресурсы должны планироваться и контролироваться в течение всего жизненного цикла товара. При этом под жизненным циклом понимается функциональный жизненный цикл, а не широко известный маркетинговый цикл (то есть время пребывания продукта на рынке).

Функциональный жизненный цикл товара

Одна из проблем, серьезно влияющих на состояние производителя в условиях конкуренции - это существенное сокращение наиболее экономически выгодных этапов жизненного цикла: этапа роста и этапа "плато" (устойчивого спроса).

Такая ситуация заставляет обратить особое внимание на функциональный жизненный цикл: товар, логистика, маркетинг и сервис. В частности, рассматривать стоимость товара, как и планировать деятельность предприятия, необходимо по полному жизненному циклу.

Согласно статистике, на Западе уровень косвенных затрат по ряду товаров доходит до 60%, причем значительная часть расходов связана со сложным жизненным циклом товара. В результате стало необходимым создание и развитие более детальных методологий управления и базирующихся на них методов анализа и учета косвенных затрат, таких как функционально-стоимостной анализ (ABC - activity based costing).

Если уровень ваших косвенных затрат - 60%, то вы не видите, как влияет компонент стоимости на ценовую характеристику конкретного товара. Это особенно важно, если товар имеет "эластичный" спрос, когда изменение цены на 10% увеличивает продаваемость товара в два раза. Вы не в состоянии управлять таким спросом. Получить 10%-ный выигрыш на 40% чисто производственных переменных расходов вы не сможете. Это требует нового подхода к распределению издержек. Один из вариантов такого подхода - учет по жизненному циклу, что в конечном итоге приводит к более детальному распределению и учету затрат в производственном цикле. Однако такого рода задачи не могут быть решены без поддержки компьютерной системы.

Элементы функционального жизненного цикла продукции:
  • предпродажный цикл - маркетинг, создание новых товаров, вывод их на рынок и работа по реализации до заключения контракта;
  • логистический цикл - движение товара после заключения контракта, ограничен отгрузкой и переходом прав собственности;
  • производственный цикл - переработка материалов и компонентов в готовое изделие;
  • послепродажный цикл - послепродажное обслуживание, утилизация товара и его компонентов, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Современная концепция управления ресурсами - CSRP

Системы MRP и ERP охватывают значительную часть производственного и часть логистического цикла, связанную с планированием и управлением стоимостью. Хотя в некоторых программных продуктах поддерживаются системы сервиса и конфигурирования, они, как правило, мало интегрированы с другими частями системы. В частности, они не позволяют осуществлять сквозное планирование и анализ себестоимости по всему жизненному циклу товара.

Более современная концепция - CSRP (customer synchronized resource planning) - охватывает почти весь жизненный цикл товара. Это очень важно с точки зрения управления стоимостью. Чтобы понимать, во сколько обходится продвижение, производство и обслуживание продукта, нужно учитывать все элементы его функционального жизненного цикла. Часто затраты на сервис, логистику и маркетинг рассматриваются как накладные расходы. С точки зрения бухгалтерии это, возможно, и хорошо, но не с точки зрения управления себестоимостью и оценки реальных затрат.

Наиболее поздняя из концепций управления производственными ресурсами - CSRP (планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем) была предложена компанией SYMIX. Суть концепции состоит в том, что при планировании и управлении компанией можно и нужно учитывать не только основные производственные и материальные ресурсы предприятия, но и все те, которые обычно рассматриваются как "вспомогательные" или "накладные". Это ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и "текущей" работы с клиентом, послепродажного обслуживания, перевалочных и обслуживающих операций, а также внутрицеховые ресурсы. Такой подход приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности предприятия в отраслях, где жизненный цикл товара невелик и требуется оперативно реагировать на изменение желаний потребителя.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #77, #78

 

 

Реклама: