Letyshops

Особенности российского и западного менеджмента

Фирсов А.В., Фирсов Ю.Н.

Начало в выпусках: #136, #137, #138, #139, #140, #141

Отношение к экологии

Одной из статей затрат на Западе обязательно является забота об экологии как возможность сохранить и приумножить те природные богатства, которые позволяют обществу выжить.

Исторически сложилось, что россияне осознали проблему отходов гораздо позже.

К сожалению, западное бережное отношение к природе, сортировка и предварительная переработка мусора относительно чужды природе российского человека.

Эта проблема еще не встала перед нами в полный рост благодаря значительным размерам российских территорий. Однако если она возникнет, то в более острой форме, чем на Западе.

Стремление к росту

Один из самых сильных стимулов для работника - возможность быстро подняться по служебной лестнице. И такая возможность в иностранных компаниях существует. О ней говорят и напоминают.

Чтобы увеличить энтузиазм и регулярно (как правило, один раз в год) повышать зарплату наиболее достойным сотрудникам, в иностранных компаниях проводятся аттестации персонала по множеству параметров. Каждый из параметров (положительные и отрицательные стороны человека) подробно обсуждается с сотрудником с целью придти к общему мнению.

Наиболее ценными считаются такие качества, как: организованность, целеустремленность, работоспособность, умение наладить работу подчиненных, стремление учиться, желание перейти на новый участок деятельности и получить новый опыт.

При этом личное стремление к росту не должно выливаться в неуважение к окружающим, конфликты и склоки. Очень важным условием является умение работать в команде.

Командный дух

Иностранные компании придают большое значение развитию командного духа, умению работать в коллективе, тому, что на Западе называется "Team building" или "Team spirit".

Они проводят различные коллективные игры, устраивают совместные мероприятия (спортивные и развлекательные).

В этом русский менеджер может дать фору иностранному. Опыт пионерских лагерей, зарниц, субботников и совместных вечеринок дает огромные преимущества в создании командного духа при наличии общей цели.

Иногда открытый и коллективистский характер русского человека может мешать. Например, если менеджер становится на позицию своих подчиненных и пытается отстаивать те их интересы, о которых они еще не успели открыто заявить.

Такое умение работать в коллективе западными менеджерами не приветствуется.

В иностранных компаниях ценят: профессиональную совместимость, умение мыслить и действовать в одном русле с коллективом, умение сохранять выдержку в напряженных условиях и, если необходимо, взять на себя часть работы коллеги.

Ни в коем случае нельзя противопоставлять себя коллективу, выбиваться из общего ритма или настроя.

Никто не требует, чтобы интересы коллектива были поставлены выше личных, но они обязательно должны учитываться. Без коллективного мышления, лояльности к руководству и принципам организации, уважения к достижениям фирмы - в иностранной компании делать нечего.

В России ценят работоспособность, умение найти подход к людям и сообразительность. Такие понятия, как коллективное мышление и корпоративный дух, только начинают внедряться. Пока, в основном, безуспешно.

Что мы носим

Как правило, в российской компании можно одеваться в любую одежду, которая есть дома.

Некоторые считают, что недорогой наряд может навести начальство на мысль о повышении зарплаты. Некоторые, напротив, убеждены, что дорогая одежда, часы, обувь, машина говорят о независимости сотрудника и заставляют руководство сильнее его уважать.

Ни та, ни другая позиция не подходят для иностранной компании.

Слишком дорого одетый сотрудник может сбить с толку посетителей, а слишком "дешевый" - вызвать недовольство руководителей как лицо, подрывающее имидж фирмы.

Поэтому, как ни странно, в иностранной компании следует одеваться не хуже и не лучше других. Крайности (джинсы, свитера или вечерние платья и смокинги) полностью исключаются (кроме специально объявленных дней).

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #144

 

 

Реклама: