Letyshops

IQRS международный рейтинг качества DNV

Международные системы рейтинга DNV (Независимый фонд Det Norske Veritas, Норвегия) являются уникальными средствами оценки текущего состояния системы управления предприятием в трех ключевых взаимосвязанных областях: безопасность, качество и окружающая среда.

Методологически, системы рейтинга DNV основаны на философии метода предотвращения потерь (Loss Control Management - LCM), ведь безопасность, качество и окружающая среда - это три основные направления, где наиболее вероятны собственные потери предприятия.

Системы рейтинга DNV - это:

  • Международная система рейтинга менеджмента безопасности (ISRS╝)
  • Международная система рейтинга менеджмента качества (IQRS╝)
  • Международная система рейтинга менеджмента защиты окружающей среды (IERS╝)

Все три системы базируются на одинаковых методиках оценки и могут использоваться совместно. Сейчас происходит апробация Интегрированной системы для измерения всех трех аспектов управления предприятием. Следует отметить, что в мире насчитывается большое количество предприятий -пользователей систем рейтинга DNV (только пользователей ISRS - около 7000), что дает основу для сравнения предприятий, работающих в одной отрасли промышленности или одном регионе.

Рассмотрим более подробно возможности использования Международной системы рейтинга качества - International Quality Rating System (IQRS).

В настоящее время потребности заказчиков неуклонно растут, причем происходит это на фоне заметно усиливающейся конкуренции. В этих условиях более чем когда- либо ранее стали необходимы системы для измерения и, что не менее важно, демонстрации результатов в области качества.

Различные признанные международные стандарты (например, серия стандартов ISO 9000), национальные и международные премии качества используются для измерения эффективности менеджмента качества. Соответствие стандарту или обладание какой-либо премией по качеству являются, безусловно, определенной вехой на пути к построению системы всеобщего менеджмента качества (TQM). Следует отметить, что стандарты ISO 9000 основываются на критериях типа "да-нет". То есть предприятие может либо соответствовать стандарту, либо нет. Таким образом, лишь на основании требований ISO 9000, ни руководство предприятия, ни его партнеры не могут получить ответа на следующие вопросы:

  • Как соотносится эффективность управления качеством на предприятии по различным направлениям (областям менеджмента)?
  • Какова эффективность управления качеством в численном выражении?
  • Обоснованы ли поставленные цели в области качества?
  • Каким образом проводить дальнейшее совершенствование системы?

Именно для того, чтобы ответить на эти вопросы и была разработана система IQRS. В соответствии с данной системой, оценки менеджмента выражаются в таких терминах, как эффективность, продуктивность и превосходство качества. При этом данная система позволяет обнаружить изначальные причины потери качества, связанные с проблемами в сфере менеджмента качества (в соответствии с концепцией LCM).

В системе IQRS были объединены следующие требования и критерии:

  • Серия стандартов ISO 9000
  • Премия М. Болдриджа
  • Европейская премия качества
  • Стандарты Ford Q-1 и Q-101

Система оценки IQRS состоит из 10 уровней. Первые пять - соответствуют основам управления качеством. Уровни с первого по четвертый (L1-L3/L4) фокусируются на выполнении требований ИСО9001/2, в то время как уровни L4/L5 являются логическим расширением рамок ISO 9000. Следующие уровни (L6/L10) превосходят требования ISO 9000 и предназначены для дальнейшего развития системы менеджмента качества на базе технологии TQM.

Можно сказать, что системе IQRS присущи следующие три важные отличительные черты:

  • Возможность измерений (результаты аудита оцениваются компьютерной программой по 10-балльной системе и представляются в ясном графическом виде),
  • Объективность (одни и те же правила оценки для каждой области менеджмента качества),
  • Международный характер (во всем мире используется одна и та же методика аудита и оценки).

Используя систему оценки IQRS в своей повседневной работе, организация формирует структурированный сбалансированный подход к управлению качеством. При этом стандарт IQRS служит своего рода маяком, высвечивающим те области менеджмента качества, которые необходимо улучшать.

Система IQRS представляет собой развернутый список элементов менеджмента качества, состоящий более чем из 800 вопросов, сгруппированных в следующие 18 разделов:

  1. Руководство и администрирование
  2. Коммуникации и взаимодействие
  3. Документация системы качества
  4. Персонал
  5. Функции внутренней поддержки
  6. Маркетинг и продажи
  7. Проектирование и развитие
  8. Закупки и подряды
  9. Управление процессом производства
  10. Распределение и хранение
  11. Послепродажный сервис
  12. Контроль качества и испытания
  13. Индикаторы качества
  14. Управление документацией и записями по качеству
  15. Корректирующие и предупреждающие действия
  16. Непрерывное совершенствование
  17. Аудиты качества
  18. Удовлетворение заказчика

Все 18 разделов разделены на три группы, формирующие основу системы менеджмента качества:

  • Руководство: (виды деятельности, связанные с управлением и поддержкой функционирования системы),
  • Основные процессы: (цепочка видов деятельности, создающих добавленную ценность для заказчика),
  • Петли Прямой и Обратной связи: (различные "измеряющие" функции, генерирующие информацию для контроля за системой и ее улучшения).

Подводя итог сказанному, можно подчеркнуть, что использование системы IQRS связывает воедино политику предприятия в области качества, цели и стратегию организации в целом, а также позволяет измерить степень удовлетворения потребностей как внутренних, так и внешних заказчиков. Кроме того, данная методика обнаруживает и наглядно демонстрирует области потерь, связанные с несовершенством системы.

Среди компаний, являющихся держателями лицензий на использование данной системы и достигших, по результатам оценочных проверок, наиболее высоких IQRS-показателей, можно отметить такие известные фирмы, как:

  • BASF≈обрабатывающая промышленность
  • EMERSON ELECTRIC - электроника и электротехника
  • EMI - звукозапись, выпуск компактных дисков
  • ERICSSON - телекоммуникации
  • FUJI - фотопленки и реактивы
  • KONE - машиностроение
  • MASTER FOODS - пищевая промышленность
  • PECHINEY - производство алюминия
  • SCHLUMBERGER - оборудование для разведки нефти и газа
  • SHELL - добыча нефти и газа
  • SMITHKLINE BEECHAM - фармакология
  • SUNOCO - нефтехимия

Более подробная информация содержится на Web сайтах корпорации DNV:

www.dnv.com (на английском языке)
www.dnv.ru (на русском языке)

 

 

Реклама: