Letyshops

Запад нам больше не помощник

Ирина Шувалова, Андрей Милый

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подготовило рейтинг консалтинговых компаний России по итогам 2000 года

Рынок "завелся"

Еще год назад пусковым механизмом на рынке консалтинговых услуг были средства международных финансовых организаций. Ежегодно эти организации выделяли в рамках программ технической помощи более миллиарда долларов на консалтинговые услуги для российских предприятий.

В этом году иностранные вливания были приостановлены: закончились программы помощи Европейской Комиссии, Мирового банка, USAID, рассчитанные на десятилетие с 1991-го по 2000 год. Сейчас распорядители этих средств перестраивают свою стратегию по отношению к России, и какой она будет - пока сказать сложно.

Сокращение финансирования консалтинговых услуг началось еще в прошлом году, когда вливания так и не достигли запланированных 1,5 млрд. долларов. Именно столько было зафиксировано в бюджетах проектов, утвержденных организациями-донорами. Однако многие из этих проектов пока не профинансированы, и неизвестно, будут ли профинансированы вообще.

Это означает, что теперь отечественным предприятиям при оплате консалтинговых услуг придется рассчитывать исключительно на самих себя. В связи с экономическим ростом в России появился реальный, а не простимулированный западными инъекциями, спрос на консалтинг. Рынок наконец "завелся" и, скорее всего, уже не "заглохнет".

Сразу после кризиса в выигрышном положении на рынке, несомненно, находился аудит. Теперь ситуация меняется коренным образом. Консалтинг как вид бизнеса становится все более привлекательным. В течение 2000 года объем рынка консультационных услуг российских специалистов вырос на 60%, тогда как аудиторских - лишь на 36%. Все больше становится специалистов-консультантов: за год их количество в компаниях - участниках рейтинга увеличилось на 42%.

На сегодня объем рынка консалтинговых услуг чисто российских компаний составляет порядка 100 млн. долларов. Кроме того, на российском рынке работает примерно полтора десятка компаний, имеющих иностранные корни. Из них достоверно известна только выручка одной компании - PricewaterhouseCoopers: на консалтинге она заработала около 47 млн. долларов. С учетом других компаний иностранного происхождения весь рынок консалтинговых услуг можно оценить примерно в 250-300 млн. долларов.

На рынке консалтинга, как и на рынке аудита, очень велика концентрация: около двух третей рынка приходится на компании зарубежного происхождения. Территориальная концентрация также высока. Из 100 компаний, присутствующих в рейтинге, 59 расположены в Москве, а их доля в совокупной выручке составляет 82%.

Приоритеты спроса

Стратегическое планирование и оргразвитие. Есть несколько явных тенденций, которые способствуют росту спроса на этот вид консультационных услуг.

Постдевальвационный эффект вдохнул новую жизнь в отрасли российской перерабатывающей промышленности. Если в 1999 году выжившие после кризиса компании были ориентированы в основном на экстенсивный рост, то по мере насыщения товарных рынков перед предприятиями возникла задача повысить внутреннюю эффективность своей деятельности.

Первые лица компаний со всей неизбежностью должны ответить на вопрос: за счет чего расти дальше? Управленческий учет налажен, бухгалтерия и сбыт в порядке - теперь нужна внятная стратегия развития.

Увеличение спроса на консалтинговые услуги обусловлено еще и тем, что в 1999-2000 годы прошла новая волна передела собственности. Были образованы многие промышленные холдинги ("Русский алюминий", "ЕвразХолдинг", "СУАЛ-холдинг", "Агрохимпромхолдинг" и др.).

При формировании надстроечных структур новых образований возникает объективная потребность в выстраивании и отладке систем управления. Например, компания "Альт" разработала план реорганизации группы "Объединенные машиностроительные заводы".

Еще одна причина роста - процесс реорганизации и акционирования государственных унитарных предприятий. В настоящий момент существует 14 000 ГУПов, из которых в государственной собственности планируется оставить порядка тысячи.

Чем крупнее предприятие, тем быстрее руководитель осознает, что по вопросам стратегического планирования и оргразвития необходимо обратиться к консультантам. Из опрошенных нами семи международных консалтинговых компаний пять назвали услуги по стратегическому планированию и оргразвитию приоритетными в своей деятельности (см. рейтинг "Приоритетные направления деятельности международных консалтинговых компаний на российском рынке"). Доля их выручки в России по этому направлению в 2000 году варьировалась от 30% (у Accenture) до 100% (у McKinsey).

Что касается компаний, имеющих чисто российские корни, то у них на стратегическое планирование и оргразвитие приходится только 15% от совокупной выручки.

Многие руководители предприятий среднего масштаба осознают, что назрела потребность в стратегическом планировании, но намерены опираться на собственные силы. Однако именно таким предприятиям помощь извне особенно важна.

Во-первых, в небольших компаниях, как правило, нет специалистов по стратегическому развитию, и гендиректору приходится абсолютно самостоятельно и подчас интуитивно выбирать направление для развития и реконструкции. Во-вторых, именно небольшие предприятия, не имея доминирующей доли на рынке, полностью зависят от конъюнктуры, а отследить ее тенденции собственными силами они не в состоянии.

Среди участников рейтинга услуги в области стратегического консалтинга оказывают 55% компаний. Лидером по этому виду услуг среди российских фирм стала по итогам 2000 года компания "РОЭЛ-Консалтинг" (четвертое место в рейтинге "Российский консалтинг. Ведущие консалтинговые группы России по итогам 2000 г.").

За ней с большим отставанием идет "НИКойл" (см .рейтинг "Услуги в области стратегического планирования и организационного развития").

Информационные технологии. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга (FEACO), информационные технологии наиболее востребованы сейчас западным рынком. В Европе на IT приходится более 40% выручки, полученной консультантами. В мировом рейтинге консалтинговых компаний в прошлом году на первую позицию вышла компания IBM, для которой информационные технологии являются приоритетным направлением деятельности.

По итогам 2000 года Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли нашим консультантам 30% дохода. Из них 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок, а 10% - от управленческого консультирования в области IT.

Такое доминирование в консалтинге информационных технологий объясняется просто. Большинство управленческих решений должны быть закреплены на длительный срок после ухода консультантов с предприятия. Способом закрепления становится программный продукт, либо обеспечивающий какой-то бизнес-процесс, либо увязывающий в единое целое многие бизнес-процессы компании-клиента.

Перспективы развития этого сектора консалтингового рынка очень велики. Отставание российских предприятий от своих западных коллег по информатизации очевидно.

Кроме возросшего спроса на установку капиталоемких MRP- и ERP-систем, увеличение доли IT в выручке консультантов объясняется тем, что в 2000 году на российском рынке резко повысился спрос на консалтинг в области Интернет-технологий.

По информационным технологиям, как в области управленческого консалтинга, так и по системной интеграции, лидерами списка остаются компании IBS и "Юникон/МС" (см. рейтинги: "Информационные технологии - разработка и системная интеграция", "Информационные технологии - управленческий консалтинг").

Налоговый и юридический консалтинг. Этот вид услуг в России изначально пользовался наибольшим успехом. Из компаний иностранного происхождения, работающих на российском рынке, ставку на него делают, прежде всего, те, кто предоставляет услуги по аудиту. В ходе нашего экспертного опроса среди компаний иностранного происхождения о приоритетности этого направления заявили Arthur Andersen и PricewaterhouseCoopers (см. рейтинг "Приоритетные направления деятельности международных консалтинговых компаний на российском рынке").

Услуги по оптимизации налогообложения логично следуют за аудиторскими услугами. Благодаря объединению налоговых и аудиторских услуг в единое целое в проекте "Налоговый аудит", больших успехов добились "Объединенные консультанты ФДП" (см. рейтинг "Налоговый консалтинг").

Среди чисто российских компаний по юридическому консалтингу в области хозяйственного права лидирующие позиции у компании "Вегас-Лекс" и у московско-тюменской группы "Топ-Аудит/Порт-Аудит" (см. рейтинг "Юридический консалтинг в области хозяйственного права").

Рост спроса - рост ставок

По мере того, как растет спрос на консалтинговые услуги, медленно, но верно увеличиваются цены на эти услуги. Судить об этом можно по эффективности работы специалистов. Средняя выручка одного специалиста-консультанта за год выросла на 37%, в то время как специалистов аудиторско-консалтинговых компаний (в которых работают как аудиторы, так и консультанты) - лишь на 30%.

В списке наиболее эффективных компаний, ранжированных по выручке, полученной одним специалистом за год, в основном присутствуют крупные компании. Есть, однако, и исключения. Список возглавляет московская фирма "Партнеръ" (25-я позиция в общем зачете). Выручка на одного специалиста у нее выше, чем у PricewaterhouseCoopers.

По эффективности в десятку попала и компания "Докар", которая в рейтинге занимает лишь 53-ю строку (см. рейтинг: "10 наиболее эффективных аудиторско-консалтинговых групп России").

Выручка на специалиста показывает, по каким реальным ставкам работают специалисты компании. Декларируемое же ценообразование (цены, объявляемые клиенту) подчиняется простому закону: чем больше компания, тем выше почасовые декларируемые ставки. Впрочем, это вполне сообразуется с зарубежной практикой.

Обращает на себя внимание существенный разрыв в стоимости услуг консультантов в России и в Западной Европе. И это несмотря на то, что ставки по России рассчитаны с учетом компаний Большой пятерки, услуги которых существенно дороже, чем у чисто российских компаний (см. рейтинг "Ставки оплаты услуг консультантов в России на фоне других западноевропейских стран").

Что касается реальной (а не декларируемой) почасовой ставки у фирм, имеющих чисто российское происхождение, то средняя ставка 20 крупнейших российских компаний составила 32 доллара в час, а по всем участвовавшим в рейтинге компаниям - 18 долларов в час.

Эти расчеты сделаны с учетом того, что реально консультанты заняты только 80% своего рабочего времени. Более высокая почасовая оплата означает либо неточный учет рабочего времени, затрачиваемый консультантами на выполнение заказов, либо более длительный простой консультантов между проектами.

Еще одна любопытная закономерность. По данным FEACO, работа управляющего директора в крупнейших консалтинговых компаниях в России оплачивается так же, как деятельность старшего консультанта в развитых западноевропейских странах. Стоимость же услуг старшего консультанта в России ниже, чем младшего консультанта - в Западной Европе.

Разумное объяснение этому феномену состоит в том, что в России у компаний - лидеров рынка (данные FEACO учитывают международные компании) управляющий директор - иностранец.

Благодарим Ассоциацию консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) за консультации при подготовке материала.

 

 

Реклама: