Letyshops

Быть или не быть ERP?

Сар Эрмако Джонни

Для многих финансовых менеджеров малых и средних азиатских компаний этот вопрос является решающим.

В недавнем интервью знающий и опытный главный бухгалтер гонконгской компании-производителя компьютерных комплектующих, годовой доход которой составляет 90 млн. долл., объяснял структуру работы своего предприятия. На первый взгляд, это был полностью современный завод. Затем разговор коснулся программного обеспечения, которое финансовый отдел - около 40 человек - использует для контроля над длинной цепочкой поставок компании:

- Какое программное обеспечение ERP вы используете?
- Программное обеспечение ERP? - переспросил главный бухгалтер.
- Да, какое программное обеспечение ERP вы используете?
- Программное обеспечение ERP?
- Ну да, SAP, Oracle ... ERP.
- Я никогда не слышал об этих ERP.

Примечательно, что этот главный бухгалтер не одинок. Хотя программное обеспечение управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning - ERP) известно на рынке уже много лет и считается стандартным компонентом, которым оснащаются большинство компаний в США и Европе, странам Азии еще предстоит познакомиться с приложениями ERP. Множество финансовых менеджеров малых и средних компаний этого региона едва ли слышали что-либо о них, не говоря уж об участии во внедрении данных систем. Другие, хотя и заинтересовались существенными выгодами, которые сулит программное обеспечение ERP, испугались, тем не менее, масштабов цен, составляющих миллионы долларов, и длительного периода внедрения. Во многих случаях финансовые менеджеры выбрали менее дорогие программные продукты, которые поддерживают только отдельные функциональные возможности.

Обратимся к цифрам и фактам. По данным исследовательской фирмы International Data Corporation, общий объем продаж ERP-систем в Юго-Восточной Азии достиг в 1997 году 115 млн. долл. Это просто капля в море по сравнению с мировым рынком ERP-систем, который составляет по некоторым оценкам около 20 млрд. долл. По информации компании SAP, лидера на рынке ERP-систем, за первые девять месяцев 1998 года число продаж в Азии увеличилось всего лишь на 4% по сравнению с 65% на американском континенте. Остальные четыре ведущих поставщика ERP-систем - Baan, J.D. Edwards, Oracle и PeopleSoft - сообщают об аналогичном застое в продажах. Американская компания AMR, занимающаяся анализом рынков и специализирующаяся на программных системах управления предприятием, считает, что на долю Азии - региона, в котором проживает более половины населения планеты, - приходятся лишь ничтожные 9% от общего числа продаж на рынке систем ERP.

Однако ситуация должна вот-вот измениться. Двузначные показатели темпов роста постепенно становятся достоянием истории для большинства азиатских корпораций, и у руководителей этих предприятий не остается другого выбора, как пересмотреть практикуемые ими способы ведения бизнеса. Реинжиниринг - термин, мало кому знакомый в Азии еще два года назад, в последнее время приобрел бешеную популярность. Теперь, когда на кон поставлены их доходы, руководители финансовых отделов многих корпораций стали искать решения, которые бы одновременно увеличили прибыль и сократили издержки от основных видов деятельности. Неудивительно, что все это выливается в повышенный интерес к модульным программным продуктам, то есть к ERP-системам, рационализирующим цепочки поставок, совершенствующим финансовые системы и управление персоналом, ускоряющим ведение продаж и лучше использующим имеющиеся аппаратные средства. По прогнозу компании IDC, в течение следующих четырех лет рынок ERP-систем в Юго-Восточной Азии будет расти в среднем на 28% в год, что существенно выше нынешних темпов роста.

Руководители ряда азиатских корпораций уже решились перейти на ERP-системы. Многие из них, стремясь использовать готовые методики, встроенные в приложения масштаба предприятия, заменили нестандартное программное обеспечение, которое служило им годами, системами, охватывающими все сферы деятельности компании. Торговая компания Dah Chong Hong из Гонконга, годовой доход которой составляет 1.3 млрд. долл., недавно приступила к первой стадии эксплуатации ERP-системы. Джордж Чанг (George G.Y Chang), заместитель главного директора и глава финансового и информационного отделов, замечает, что программное обеспечение ERP помогло разрешить целый ряд проблем, стоявших перед его торговой компанией, занимающейся, кроме всего прочего, автомобилями, электроникой и косметикой. "Мы не рассуждали в терминах ERP. Вместо этого мы думали о том, как использовать информационные технологии для решения наших основных проблем, - говорит Джордж Чанг. - Нам пришлось обратиться к вопросам производительности и затратам на ведение бизнеса".

Джордж Чанг является типичным представителем нового класса менеджеров больших азиатских компаний. Многие из них расценивают программное обеспечение ERP не как роскошь, а как конкурентную необходимость. Удивительно, но даже руководители менее крупных азиатских компаний начинают постепенно менять свое отношение к концепции ERP в лучшую сторону. Чтобы помочь такому изменению, пятеро ведущих поставщиков ERP-систем стали объединяться с производителями компьютерной техники, такими, как IBM, Compaq и Hewlett-Packard. Целью подобного взаимодействия является создание менее дорогих и более легких для инсталляции продуктов, которые непосредственно предназначены для малых и средних компаний. В общем случае, такие ERP-системы поставляются вместе с сервером, промежуточным программным обеспечением, операционной системой и СУБД. Подобные приложения - например PeopleSoft Select или Baan-on-Board - должны стать ответом на большинство пожеланий со стороны малых и средних фирм, составляющих основную часть компаний в Азии.

Кроме того, наблюдатели полагают, что наступление нового тысячелетия, скорее всего, поможет поставщикам в закреплении на рынке малых и средних компаний. Указывается, что озабоченность решением проблемы 2000 года подталкивает многих руководителей малых и средних азиатских компаний к тому, чтобы рассмотреть, наконец, возможность внедрения программного обеспечения ERP (в большинстве случаев оно полностью готово к использованию после 2000 года). Лоуренс Ламзон (Lawrence Lamzon) из азиатско-тихоокеанского подразделения компании IDC говорит: "Проблема 2000 года оказалась основным катализатором перемен в этом регионе. Значительное число компаний переходит на новые приложения ERP вместо того, чтобы исправлять действующие нестандартные приложения".

Обратимся к ситуации в компании Eagle Brand Holdings, китайском производителе керамической черепицы, чей годовой доход составляет 120 млн. долл. В конце января компания осуществила первоначальное публичное предложение своих акций на сумму в 20 млн. долл. Из них 1.5 млн. долл. было потрачено на инсталляцию ERP-системы. По словам Фрэнка Лана (Frank Lan), главного финансового директора компании, внедрение ERP-системы имело под собой существенные основания. "Вместо того чтобы тратить деньги на устранение ошибок, я предложил установить ERP-систему, - говорит Фрэнк Лан. - Эта система нужна нам, чтобы выпускать нашу продукцию качественно и точно в срок. Мы посчитали, что с помощью такой системы убьем сразу двух зайцев одним выстрелом".

Конечно, если компанию заботит только проблема 2000 года, то, по мнению экспертов, внедрение ERP-системы может оказаться залпом из пушки по воробьям. Джордж Чанг из компании Dah Chong Hong с этим согласен. Он подчеркивает, что хотя проблема 2000 года стала катализатором перестройки информационной системы в его компании, это не было основным мотивом. "Помогла ли проблема 2000 года ускорить принятие решений? Да, - говорит Джордж Чанг. - Но ведь решение о внедрении системы не было принято на несколько лет раньше". По его мнению, руководители корпораций должны обращаться к ERP-системам только в том случае, если это самым кардинальным образом упростит бизнес-процессы, снизит издержки и поможет собрать в одном месте все ценные данные, накопленные внутри компании. И если к тому же такая система поможет компании решить проблему 2000 года, ну что ж ... Джордж Чанг говорит, что это только глазурь на поверхности пирога.

Продолжение публикации в следующем выпуске еженедельника.

Продолжение в выпусках: #38, #40, #41, #42

 

 

Реклама: